Судьба Виноградовой напоминает сказку про Золушку. Сама Зоя Акимовна считает свою блистательную 65-летнюю карьеру и любовь публики наградой за всё, что пережила в детстве. Ни одной сказочной героине такие испытания и не снились.
Как икона спасла жизнь?
Когда началась война, Зое было 11 лет. От голода умерли отец и годовалый братишка, мама осталась с Зоей и трёхлетним Вадиком. Жили на Петроградской стороне, на улице Ленина, откуда Зоя с саночками ходила на Неву за водой, а потом втаскивала её на четвёртый этаж, потому что мама уже не вставала.
В три часа ночи девочка шла занимать очередь за хлебом, да ещё и не всегда он доставался. «Нас спасла двоюродная сестра, работавшая в госпитале на другом берегу Ладоги, - вспоминает Зоя Акимовна. - Кстати, недавно сестре исполнилось 95 лет! Три раза она передавала нам посылочки. Как-то у мамы украли карточки, сидим в комнате, на улице мороз сорок градусов, да и у нас немногим больше. Вдруг слышим шаги по коридору - дверь-то не закрывали: «Виноградовы здесь живут?» Когда вошедший солдатик нас увидел, у него глаза побелели от ужаса - скелеты. «Вам посылка. Если хотите написать ответ - машина внизу». Мама написала записочку, я отнесла, а когда уходила, услышала: «Ну, эта-то уже всё…». А я вот видите - выжила».
В апреле эвакуировались по Дороге жизни. Целый месяц ехали на Кубань - в товарняке, под бомбёжками. А когда прибыли в станицу Темиргоевская, туда почти сразу пришли немцы.
Хата, в которой поселились Виноградовы, стояла напротив единственного в станице колодца, и немцы заставляли 12-летнюю девочку таскать вёдра с водой, чтобы им мыться.
Зоя Акимовна вспоминает, что будучи ребёнком, особенно-то фашистов не боялась. Как-то немцы разорили пасеку, Зоя пошла, чтобы наскрести мёда. Принесла чашечку домой, и тут зашёл фашист, залез в сундук, где была кукуруза, нагрёб, увидел чашечку - схватил.
«Я стою в дверях, мама говорит: «Зоенька, хоть бы чашку отдал, она у нас единственная», а я отвечаю: «Да пусть он подавится!». И, видно, такая в глазах была ненависть, что он грохнул чашку об пол и ушёл».
Чтобы добыть пропитание, мама всё, что можно, меняла на еду. Была в семье икона в серебряном окладе - в блокадном Ленинграде её, в благодарность за помощь, подарила одна одинокая женщина. В Темиргоевской за икону давали мешок кукурузы, но мама не отдала. Потом, когда есть стало совсем нечего, отдала серебряный оклад. «А икона с 1941 года со мной, она нас и спасла», - говорит Зоя Акимовна.
После войны вернулись в Ленинград, поселились в общежитии от завода, в подвале на Кронверкской улице. В 18-метровой комнате ютились три семьи - девять человек. Ели что попало, особое наслаждение - макать хлеб в рыбий жир. Но жили дружно, посередине стоял общий стол, Зоя брала гитару и пела, собиралось всё общежитие.
«Мы были голодные, неодетые, необутые, но такие весёлые, добрые, счастливые!»
Счастье было и тогда, когда Виноградовым дали 11-метровую комнату, тоже в подвале, но можно было поставить кушетку, чтобы Зоя спала отдельно.
За что кличут Чижиком?
Ну а самое большое счастье - самодеятельность! Ещё с трёх лет Зоя выступала, пела во дворе. В Темиргоевской после ухода немцев заработал Дом культуры, какие только спектакли не ставили: девушка играла и пела всё, от классических арий до цыганских песен. Кстати, в станице до сих пор действует Дом культуры, и в фойе висит портрет народной артистки России Зои Виноградовой.
А в Ленинграде, хоть она и училась в архитектурном техникуме и работала на заводе, главным содержанием жизни всегда была самодеятельность. Зоя делала такие успехи, что концертмейстер Галина Юрьевна Каугер решила показать её в Театре музкомедии.
- Мне только исполнилось 18 лет, - вспоминает Зоя Акимовна, - пришла в театр, а там сидят все светила: «Что ты, девочка, покажешь?» - «Дуэт Пепиты и Микки из оперетты «Вольный ветер». - «Но где мы сейчас найдём тебе партнёра?» - «А я одна!»
Произошло чудо - в театр меня, воспитанницу самодеятельности, взяли. Сначала всё девчонок и мальчишек играла. Кстати, у одной героини было прозвище Чижик, так с тех пор меня в театре Чижиком и кличут».
Виноградова играла в классических и советских опереттах. Сто ролей, 90 из которых - премьерные. Училась, можно сказать, по старинке - не в институте, а у мастеров. «Все старшие меня опекали, тепло относились, может потому, что и я с любовью и уважением на них смотрела», - вспоминает Зоя Акимовна.
В театре она нашла и личное счастье. После окончания Консерватории в Музкомедию пришёл Виталий Копылов.
«Мы играли в одном спектакле и сразу заметили друг друга. Виталий был такой красивый, белозубый, обаятельный. У нас завязался красивый роман, и Господь подарил 57 лет жизни с человеком, о котором можно только мечтать. У обоих были поклонники и поклонницы, но я верила в него, а он - в меня».
Когда в 2012 году Виталий Иванович тяжело заболел, на помощь пришёл не только театр, но и те самые поклонники.
«Уже три года я одна, но Виталий - со мной, смотрю на его портрет, разговариваю с ним. И театр для меня как семья. Молодые ребятки бегут, здороваются и обязательно чмокнут в щёку. И на душе хорошо!»