Замысел романа «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вынашивал 6 лет. К работе он приступил в 1866 году. История его создания объединяет трагедию и детектив, а взяться гения за перо во многом заставили безденежье и страх долговой тюрьмы.
Каторжный роман
Истоки романа заложены во временах каторги Достоевского. Ему едва исполнилось 28 лет, как в 1849 году он был осуждён по делу петрашевцев. Приговор оказался предельно суровым: «расстреляние», инсценировка смертной казни на Семёновском плацу, а затем по резолюции Николая I её замена на 4 года каторжных работ в Сибири с «лишением всех прав состояния» и дальнейшей отправкой в солдаты. Эти страшные годы, с 1850 по 1854, великий писатель привёл в Омской крепости чернорабочим.
Тюрьма и муштра в полку под Семипалатинском значительно изменили его взгляды, укрепили веру. В это время и появляется идея написать произведение, где отразились бы «муки совести». Сначала Достоевский планирует повесть в форме исповеди, но затем 9 октября 1859-го года он пишет брату из Твери: «В декабре начну роман… На днях я совершенно решил писать его немедля… Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».
![Федор](https://static1-repo.aif.ru/1/00/312815/c/6f2629c44ed5503b91afc67fa50fc95b.jpg)
Шедевр - от бедности?
Прошло ещё семь лет, прежде чем он снова приступил к своему грандиозному плану. Причём подтолкнула к этому крайняя бедность. После смерти брата Достоевский оказался в страшной материальной нужде. Весь год он был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам, процентщикам и другим кредиторам. Над ним нависла долговая тюрьма… Чтобы избежать катастрофы летом 1865-го, остро нуждаясь в деньгах, Фёдор Михайлович предложил роман в журнал «Отечественные записки». Правда, пока не само произведение, а его замысел. Сегодня мы знаем, что речь шла о романе «Пьяненькие», с центральным образом семьи Мармеладовых, где автор со всех сторон хотел поднять проблему русского пьянства. У редактора журнала Андрея Краевского он просил за будущую публикацию аванс три тысячи рублей, но получил отказ.
Тогда Достоевский обратился к другому издателю Федору Стелловскому. Тот согласился, но на каких условиях! Потребовал от писателя продать ему право на издание полного собрания сочинений в трёх томах и взять на себя обязательство к 1 ноября 1866 года написать не менее 10-12 листов нового романа. Это был кабальный договор, но загнанному в угол нищетой Фёдору Михайловичу ничего не оставалось, и он поставил подпись.
Вот как он сам рассказывает об этом в письме одной из знакомых: «Прошлого года я был в таких плохих денежных обстоятельствах, что принуждён был продать право издания всего прежде написанного мною, одному спекулянту, Стелловскому. В контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1 ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё, что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения… Вот такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал».
Без еды и света
Однако трагедия на этом не закончилась, наоборот, только начиналась.
Получив немалую сумму, Достоевский раздал долги и в конце 1865-го выехал за границу, в Висбаден. И здесь произошло то, что должно было случиться. За пять дней в Висбадене он проиграл в рулетку всё, что можно, в том числе карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. Вскоре хозяйка гостиницы, в которой он остановился, приказала не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишила свечей. В крошечной комнате, без еды и света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание».
Сначала он пробует форму исповеди, однако вскоре происходит «творческий взрыв». В тетради писателя появляется серия набросков, где видно, как сталкиваются две самостоятельные линии. В итоге в ноябре 1865-го Достоевский сжигает первоначальный вариант и выбирает новый формат — рассказ от имени автора.
«Сижу над работой, как каторжник, - пишет он своему другу Александру Врангелю. - Это тот… большой роман в 6 частей. В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи… Роман есть дело поэтическое, требует для исполнения спокойствия духа и воображения. А меня мучат кредиторы, то есть грозят посадить в тюрьму. До сих пор не уладил с ними и еще не знаю наверно — улажу ли? … Поймите, каково мое беспокойство. Это надрывает дух и сердце, … а тут садись и пиши. Иногда это невозможно».
Спас положение редактор «Русского вестника» Михаил Катков. Ранее Достоевский с ним жёстко полемизировал, но со временем они помирились. Оба пришли к идеям православия и монархизма, так что не удивительно, что именно Каткову Достоевский написал из Висбадена о бедственном существовании. А также попросил в «Русском вестнике» поместить своё новое произведение - «психологический отчёт одного преступления».
![Михаил Катков](https://static1-repo.aif.ru/1/a1/546967/c/cd50776c1bf82c71c2ba6bfac73fb8dd.jpg)
«Кому нужна эта старуха?»
«Молодой человек, исключенный из студентов, решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, жадна, зла, больна, заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Он решает убить её и обобрать с тем, чтобы сделать счастливой свою мать, живущую в уезде. Избавить сестру от притязаний, грозящих ей гибелью. А потом всю жизнь быть честным, твёрдым в исполнении гуманного долга к человечеству, чем уж, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над глупой старухой. Которая сама не знает, для чего живёт на этом свете», - так в письме Каткову излагает сюжет Достоевский.
![Обряд казни на Семеновском плацу](https://aif-s3.aif.ru/images/005/264/3eba2553742a3a8d12a20cee4f0ec967.jpg)
Прозорливый редактор «Вестника» тут же соглашается напечатать роман полностью и высылает Достоевскому щедрый аванс.
Любопытно, что образ главного персонажа Родиона Раскольникова, мучающегося от терзаний «Тварь ли я дрожащая или право имею?», написан с реальных убийц. Первый прототип - 27-летний Герасим Чистов, раскольник по вероисповеданию. В 1865-м в Москве топором он лишил жизни двух старух — кухарку и прачку. На убийство молодой человек пошёл, чтобы ограбить их хозяйку. Как сообщали газеты той поры, полицейские нашли трупы в разных комнатах в лужах крови. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи.
Второй «герой» - Александр Тимофеевич Неофитов, профессор всеобщей истории и родственник Достоевского, проходивший по делу подделывателей билетов внутреннего займа. Многие исследователи творчества писателя считают, что в этой истории Достоевский мог увидеть мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова.
Третий - французский садист Пьер Франсуа Ласенер. Оправдывая свои злодеяния, Ласенер писал стихи и мемуары, пытаясь доказать, что он «жертва общества», мститель. А так жестоко действует во имя революционной идеи, сражаясь с существующей несправедливостью.
![образ главного персонажа Родиона Раскольникова был написан с реальных убийц.](https://static1-repo.aif.ru/1/f8/546973/c/ff18a3ac45d3cade0b7bed3ff8a79e59.jpeg)
Утром один роман, вечером - другой
Первая часть «Преступления и наказания» появилась в «Русском вестнике» в январе 1866-го, сразу вызвав восторженные отклики современников. Окрылённый успехом, писатель работал весь год, закончив роман только в декабре. Правда, и здесь кредиторы его не отпускали. Вышло так, что создавая своё великое произведение, Достоевский был вынужден постоянно думать и об обязательствах Стелловскому - написать новый роман к ноябрю того же 1866 года. Иначе - разорение.
И он совершает невозможное: «Я хочу сделать небывалую и эксцентричную вещь: написать в 4 месяца 30 печатных листов в двух разных романах, один из которых буду писать утром, а другой – вечером и кончить к сроку».
«Эксцентричный» план удался. Фёдор Михайлович с таким вдохновением трудился над «Преступлением и наказанием», что хватило сил параллельно написать ещё один потрясающий роман – «Игрок».
Первые десять листов новой книги он создал за 26 (!) дней и таким образом был спасён от финансового краха.
Самый петербургский
Сегодня «Преступление и наказание» - признанная классика, визитная карточка русской литературы. Кстати, в СССР у него тоже была неоднозначная судьба. Один лишь факт: начиная 30-х годов, роман был включен в программу средней школы. Однако затем изъят и вновь появился в учебниках только в 1968-м. В последние годы его тоже неоднократно пытались заменить, мол, такая глубина мысли неподъёмна для подростков 15-16 лет. К счастью, эти предложения не нашли поддержки.
Роман переведён на многие языки мира, неоднократно экранизирован. Одной из лучших картин считается чёрно-белая лента режиссёра Льва Кулиджанова с Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова, Иннокентием Смоктуновским в роли Порфирия Петровича, Ефимом Копеляном в роли Свидригайлова.
![222](https://static1-repo.aif.ru/1/43/546977/c/2dc27c792ec412fd1c3ddd58d36443de.jpg)
Также это самый «петербургский роман» русской литературы. Знатоки покажут вам дом Раскольникова (№19/5) на углу Гражданской улицы и Столярного переулка, и дом старухи-процентщицы на канале Грибоедова – ул. Средняя Подьяческая, дом 15А. Сейчас в литературно-мемориальном музее Достоевского в Кузнечном пер., работает выставка «Перерыть все вопросы в этом романе», посвящённая 150-летию «Преступления и наказания».
Кстати, сейчас в наше неспокойное время многие обращают внимание на эпилог – «каторжные сны» Раскольникова. В них мир погружается в безумие, где нет ничего общего, связующего, наоборот, у всех своя правда. В результате это оборачивается планетарным кошмаром. Однако, в финале звучат слова надежды: «Их воскресила любовь». Вот почему к этому роману вновь и вновь обращаются миллионы читателей во всем мире.