В 2022 году в России отмечают 350-летие со дня рождения первого российского императора, царя-реформатора, сыгравшего колоссальную роль в истории государства, основателя Санкт-Петербурга Петра Первого. Пожалуй, не преувеличение сказать, что на сегодняшний день это самый популярный во всем мире российский царь.
Памятники Петру Первому установлены на огромном пространстве, от Владивостока до Антверпена, и «АиФ-Петербург» предлагает вспомнить про самые известные монументы.
Самый известный
Старейший среди установленных и наиболее известный памятник Петру Первому – это, конечно же, Медный всадник в Петербурге.
Его официальное открытие состоялось в 1782 году. Любопытно, что на самом деле памятник изготовлен из бронзы. А название медный закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Памятник – итог работы целого интернационального коллектива. Модель конной статуи Петра выполнена французским скульптором Этьеном Фальконе. Голову статуи лепила Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе создавал русский скульптор Федор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Василия Екимова. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял выходец из обрусевшей немецкой фамилии Юрий Фельтен. Установлен памятник на так называемом «Гром-камне». Его предложил использовать для этой цели крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками стройматериалов в Петербург и ранее уже присмотрел этот камень в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название. Первоначальный вес камня – более 2 тысяч тонн, и его транспортировка продолжалась около полугода. По ходу движения он обрабатывался, а при установке был расколот на несколько блоков, которые позже тесно подогнали друг к другу.
Медный всадник – еще и самый мистический памятник Петру Первому: якобы в 1812 году, когда возникла угроза Петербургу от французских войск, некий майор Батурин увидел во сне, как «медный Петр» съехал с пьедестала и явился Александру Первому, потребовав отменить эвакуацию столицы в Вологду. Император, узнавший про сновидение, и в самом деле отменил приказ. В произведениях русских классиков Медный всадник также неоднократно становился неким символом таинственных сил, управляющих и отдельными людьми, и судьбой всего города.
Самый «русский»
Необычный для скульптурной традиции России памятник Петру Первому, на котором будущий российский император изображен в русском кафтане, а не в привычном «немецком платье» или военном мундире европейского образца, установлен в Ростове-на-Дону.
«Каждую деталь согласовывали с историками. Петр Великий изображен в одежде Преображенского полка. Все соответствует исторической правде», – рассказал создатель памятника, скульптор Сергей Олешня.
Композиция изображает Петра Первого во время его визита на Дон в 1696 году, еще до того, как будущий российский император изменил стиль одеяния. По преданию, русский царь побывал на том самом месте, где теперь стоит Ростов-на-Дону, и отведал воду из источника. Ковш с водой подал ему донской казак. Позднее здесь была основана таможня, с которой и началась история города.
Самый западный
Этот статус могут разделить между собой несколько памятников российскому императору, установленные в западных странах.
Один из самых известных поставлен в бельгийском Антверпене. В городе по закону запрещено ставить памятники политическим деятелям. Исключение сделано для Петра Великого. Жители Антверпена объяснили это историей визита русского царя в их город. Бронзовый Петр поставлен напротив аббатства св. Михаила на Клоостерстраат, в котором в апреле 1717 года останавливался царь, прибывший под видом матроса Алексеева, однако был встречен всей знатью города. Как отметил известный антверпенский историк Э. Вагеманс, «для нас, антверпенцев, этого вполне достаточно, чтобы поставить ему памятник». Специально к установке статуи бельгийцы достали из музея колокола, которые встречали его в 1717 году, чтобы снова приветствовать прибытие Петра I торжественным звоном. Любопытно, что фигура императора динамична. Одна рука на двадцать сантиметров длиннее другой, и это вызывает желание обойти памятник, чтобы увидеть его целиком.
Самый высокий
Памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота» работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.
Один из самых высоких памятников в России. Общая высота 98 метров, высота фигуры Петра 18 м. Внутри монумента есть лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Отношение к сооружению у публики неоднозначное – Церетели критиковали за этот монумент, утверждали, что он перелицевал невостребованную статую Колумба, а в 1997 году группа экстремистов даже планировала его взорвать. Однако с тех пор к памятнику привыкли, и на сегодня он стал частью массовой культуры, многократно упоминаясь в популярных книгах и фигурируя в кинофильмах и музыкальных произведениях.
Самый странный
На это звание может, пожалуй, претендовать памятник Петру Первому, который был установлен в Петропавловской крепости в 1991 году и создан скульптором Михаилом Шемякиным.
У этого памятника пропорции тела увеличены в 1,5 раза, и маленькая голова Петра I вместе с длинными пальцами рук придают всей композиции гротескный вид. Лицо скульптуры было сделано на основании известной подлинной восковой маски с лица Петра.
«Идея памятника принадлежала Володе Высоцкому. Он сказал: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?». После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру. Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов крошечная голова, длинное тело. Для того, чтобы показать величие их духа», – объяснял позже свою идею сам Михаил Шемякин.
Некоторые критики, впрочем, заподозрили скульптора в том, что тот таким образом хотел аллегорически показать Россию – маленькая голова (столица) находится далеко и плохо управляет огромным телом всей страны.
Самый популярный
Таковым можно назвать памятник работы скульптора Марка Антокольского.
Оригинальная гипсовая скульптура была создана в 1872 году в Риме. Петр Великий изображен в момент Полтавской битвы в мундире офицера Преображенского полка нового образца. Правой рукой Петр опирается на трость, в левой – сжимает подзорную трубу. Копии этого памятника были установлены в Петергофе (в 1884 году), в Таганроге (в 1903-м), в Петербурге возле Сампсониевского собора (в 1909-м), в Шлиссельбурге (в 1957-м). А самым известным является архангельский вариант, который был официально открыт в 1914 году. В 1920 году статуя была сброшена с постамента как «металлическое изображение гидры капитализма – царя», но в 1948 году установлена заново.
Именно этот памятник изображен на 500-рублевой купюре.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.