В Петербурге активно развивается направление уникальных неофициальных экскурсий, которые называют авторскими. Они существуют на пожертвования: слушатели платят по окончании экскурсии, по доброй воле и по принципу «кто сколько даст».
Как каждый день проводить экскурсии и не сойти с ума, рассказывает экскурсовод, основатель организации «ХронЭкс» Сергей Андреев.
Включить оральник
Евгения Парникова, SPB.AIF.RU: Сергей Викторович, расскажите, как вы пришли к формату авторских экскурсий?
Сергей Андреев: Все просто – очень хотелось денег. Я работаю директором библиотеки, зарплаты в этой профессии небольшие, а у меня семья, нужно растить сына, плюс две бабушки на руках. Как-то меня попросили провести экскурсию в одном из наших пригородов, и так оно пошло. Но я не сразу пришел к такому формату. Сначала я пытался быть хорошим, понятным, включал в рассказ уйму всяких фактов, цифр, четкую логику – по сути, классическая экскурсия. И это был провал. Людям сейчас это не нужно, ведь любую интересующую информацию можно найти в интернете. Поэтому от экскурсовода сейчас важна не сама информация, а то, как он ее подаст. И вот тут нужно включать, как я говорю, оральник. Ведущий должен быть интересным рассказчиком, душой компании, о котором говорят «трендит без умолку» и с которым весело. Такие люди наиболее адекватны в спонтанных экскурсиях, они могут создать историю даже на чистом месте, из ничего. Если же экскурсовод – аналитический человек, он обычно очень скорбен в своей речи. Он много знает, а рассказывать не умеет, особенно когда много людей вокруг. Конечно, бывает золотая середина, но редко. А оральник хорошо несет, хотя вы не дождетесь от него никаких последовательностей: как на язык легло, так оно и есть. То есть настоящий стендап. У него будет немного фактов, цифр, имен, но много интересных историй. И сейчас запрос именно на такие экскурсии. Потому что люди живут трудно, им нужно что-то оптимистическое. И я стараюсь это дать, насколько у меня получается.
– Неужели факты никого не интересуют?
– Ну почему же, всегда найдется тот, кому нужна очень точная информация: что здесь было, в каком году. Но основной массе сухие факты неинтересны. Поэтому мое правило: 3 даты, 3 имени, все остальное – истории, объяснения почему, отчего, зачем.
– Почему какие-то экскурсии стали называть авторскими? Ведь, если вдуматься, автор есть у совершенно любой экскурсии?
– Тут косноязычие того, кто придумал, я не знаю, откуда пошло такое название. Как по мне, здесь больше подходят эпитеты «спонтанный», «живой». Это просто другой способ вести экскурсию – я его называю «стендап на природе». Это когда я как ведущий не знаю, куда там все пойдет. Конечно, у меня есть тематика, которой придерживаюсь, но я все время разговариваю с людьми, задаю им вопросы и часто получаю очень неожиданные для себя ответы. И в результате встреча начинает уходить куда-то в другое ответвление, к которому я был не готов, но меня туда понесло. Смысл такой экскурсии – в общении с приходящими. Это рождает неизвестность, а неизвестность всегда интересна, в том числе самому ведущему. И люди это чувствуют. И получается, что мы вместе со слушателями как бы рождаем экскурсию, и поэтому они ее не забудут никогда.
Платят, если интересно
– Про авторские экскурсии пишут, что они проходят бесплатно, но это ведь не совсем так?
– У нас есть экскурсии с предоплатой, но только если планируются транспортные расходы, аренда автобусов или посещение мест, где нужно платить: например, музеи, Российская национальная библиотека и т. д. Также мы проводим лекции, для которых нужно арендовать помещения, тогда тоже собираем деньги заранее. Но чаще всего наши экскурсии условно бесплатные. Мы заранее проговариваем, что по окончании встречи, если она вам понравилась, вы можете отблагодарить того, кто ее провел. И так как людям часто бывает сложно определиться, какая это должна быть сумма, мы обычно сразу указываем: например, 200 рублей. А дальше каждый решает сам. Есть те, кто вообще не платят. Но в основном люди очень благодарные. И поэтому для экскурсовода – это серьезный вызов. Ты попробуй – собери вокруг себя 50 человек и сделай так, чтобы им было интересно с тобой несколько часов, чтобы они никуда не ушли, а потом и деньги заплатили. А потом еще и вернулись на другие встречи и друзей с собой привели. Такими должны быть настоящие экскурсии. А когда экскурсовод работает по предоплате, что он расскажет?
Деньги у него уже в кармане, ему не важно, понравится ли гостям, уйдут они или нет. А они, может, и не уйдут тоже потому, что уже заплатили: им жаль зря потраченных денег, вот и ходят, как бычки привязанные. И ведь многие не могут работать по-другому. Мы не отказываем, когда к нам в организацию приходят экскурсоводы, но сразу предупреждаем, что оплата вперед тут не пройдет. В итоге из 10 пришедших остаются в команде от силы 1–2, остальные уходят.– Куда вы обычно водите людей?
– Большинство экскурсий у нас открытого типа, то есть на улице: в Петербурге или пригородах. Но это летом. Зимой мы оказываемся в очень стесненной ситуации: идем туда, куда пустят. Поэтому и приходится брать деньги вперед. Я, как правило, провожу экскурсии в не православных храмах. Потому что они здесь на положении младших и очень контактные, открытые, дают комфортные условия. От трети до половины денег, которые мы собираем на этих встречах, мы отдаем в храм. Еще – музеи, но там все очень сложно: там свои правила, и, как они говорят: «Это наша корова, и мы ее доим», так что собирайте людей, приводите, а мы им расскажем. Как правило, нулевой вариант, потому что то, что они рассказывают, – неинтересно. Это такая имитация экскурсии, когда самому ведущему скучно. Представляете, каждый день рассказывать одно и то же. Это же с ума сойти можно! У меня где-то 26 экскурсий, я их чередую, плюс каждый раз стараюсь провести их по-новому. А тут? Уже на третий раз вы подустанете, а на 12-й вас начнет тошнить. И гости это чувствуют. Поэтому мы приводим туда людей посмотреть интерьер, коллекции, но заранее оговариваем, что за качество экскурсий не ручаемся. А нам что-то рассказывать в таких местах запрещено.
Ценность общения
– С какими проблемами вы сталкиваетесь как неофициальная организация? Помимо того, что вас не везде пускают?
– Бывали случаи, что из-за нас вызывали полицию. Например, как-то в Гатчинском парке, который вообще-то открыт для всех, местные охранники вызвали наряд. Приехали ребята в касках, бронежилетах, руки на автоматах. Видимо, готовились к столкновению с большой организованной группой сомнительных личностей. А когда увидели, что это просто люди, которые собрались слушать экскурсию, развернулись и уехали. Чтобы не было таких эксцессов, теперь приходится заранее договариваться со всеми, даже если это какой-то открытый парк. И договоры эти, как правило, платные. Проще на каких-то заброшенных территориях, куда ходят только местные, и мы там не можем никому помешать. Но мы и очень гуманно себя ведем.
– Кто обычно ходит на авторские экскурсии?
– Люди приходят и уходят, и я не знаю, откуда они берутся. Это и местные, и приезжие, которые случайно попадают на экскурсию. У нас нет задачи охватить всех. Тем более что сейчас большое число участников отпугивают людей. Все больше посетителей, готовых прийти на встречу, на которой не более 10 человек. Для экскурсовода это слишком мало. Наиболее комфортное количество – 30–50 человек, столько обычно и набирается.
В основном это категория 40+ и в подавляющем большинстве – женщины. В таком возрасте люди начинают ценить простое человеческое общение, возможность прийти туда, где не давят на мозги и откуда можно уйти, когда захочешь. Молодежь тоже бывает, но редко посещают более одной встречи.– Авторскими экскурсиями можно зарабатывать?
– Скорее, не зарабатывать, а выживать. Но мы и держимся только потому, что нас толком не видно. Раньше мне казалось, что за такими экскурсиями – будущее. Еще прошлой осенью у нас было чуть больше 2 тысяч подписчиков, из которых мы набирали экскурсионные группы, а сейчас их более 16 тысяч человек. И каждый раз собрать 40 участников совсем не проблема. Но если мы начнем разрастаться, нас заметят. Либо это будут какие-то надзорные органы, которым пока мы неинтересны, либо официальные экскурсионные организации, которые нас сожрут. Мы – как рок-культура 80-х, которая тогда была живой, а сейчас – нет. Вот это оно же, только в экскурсиях.
Досье
Сергей Андреев. Директор библиотеки ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, экс-сотрудник Института антропологии и этнографии (Кунсткамера), автор 4 книг по этно- и антропологии. Ведет авторские экскурсии в Петербурге и пригородах в течение шести лет.
Кстати
В Петербурге в дни длинных зимних каникул побывали почти 1 млн туристов. Об этом проинформировал городской комитет по развитию туризма. По итогам 2021 года турпоток в Петербург превысил 6 млн человек. Большинство из гостей города – россияне (5,8 млн).