Петербургский журналист и фотограф Ольга Рачковская занимается исследованием маршрута путешествия Карамзина в Швейцарии вот уже 12 лет. Ольга – единственный человек в мире, который полностью и скрупулезно повторил этот путь писателя, описанный им в «Письмах русского путешественника».
«Дикая страна»?
«Большинство связывают имя Николая Михайловича в первую очередь с главным трудом его жизни – «Историей государства Российского», - говорит Ольга Рачковская. - А вот как гениального путешественника Карамзина знают немногие. Я читаю открытые лекции в Русском географическом обществе, и люди выходят после них просто потрясенными. Говорят, что никогда даже предположить не могли, насколько он был многогранной личностью».
По мнению Ольги, каждый может научиться у Карамзина искусству путешествий. Ему было всего 22 года, когда он решился в одиночку отправиться в Европу. Карамзин основательно подготовился к этому путешествию и четко знал, куда будет двигаться, как и зачем.
«К примеру, одной из главных его целей было познакомиться с живущими на тот момент великими умами Европы, - продолжает Ольга. - И он достиг ее! Только представьте себе - никому не известный молодой человек из «дикой страны», каковой тогда считали Россию, встречался и общался с выдающимся физиогномистом Иоганном Лафатеном, натуралистом Шарлем Бонне, философом Иммануилом Кантом… И эти умудренные опытом и прославленные ученые, философы общались с молодым русским путешественником на равных и находили время для бесед с ним.
По сути, Карамзин изменил мнение европейцев о россиянах, он создал образ русского путешественника - образованного, культурно компетентного, любознательного, говорящего на европейских языках».
Немаловажен и тот факт, что Карамзин отправился в путешествие на деньги, полученные им от продажи своей доли наследства, – в 17 лет он стал круглым сиротой после смерти отца.
Недаром русский литературовед, исследователь творчества Карамзина Юрий Лотман говорил, что «Карамзин строил себя как храм».
Загадка или ошибка?
А еще Ольге удалось найти ошибку в книге Николая Михайловича. Впрочем, сама она считает, что это была намеренная загадка от писателя, который хотел, чтобы читатели и сами поработали исследователями, а не получили все готовое.
Карамзин сообщал читателям, что знаменитая фреска «Танец мертвых» находилась на стене церкви Святого Петра в Базеле. Это была 60-метровая композиция, изображающая 37 фигур людей разного возраста и статуса, от императора до нищего, в процессии, двигающейся по направлению к кладбищенскому склепу.
«Я отправилась в Базель, - рассказывает исследователь. - Я знала, что сама фреска не сохранилась, но мне было важно увидеть и запечатлеть то место. Однако настоятельница церкви на мой вопрос, где находилась реликвия, спокойно ответила, что никогда у них не было фрески Гольбейна. Я потеряла дар речи! Настоятельница посоветовала мне пойти в другую церковь - Предигекирхе - и спросить там про фреску. Но та церковь оказалась закрытой.
И вот стою я на улице в полной растерянности и обращаюсь к небесам с просьбой дать мне хоть какой-то знак… И вдруг мой взгляд падает на вывеску с названием улицы – «Totentanz», что в переводе означает «Танец мёртвых», и я понимаю, что искать надо там. Позже в историческом музее я купила книгу, посвященную фреске, и узнала, что, действительно, она находилась на стене, ведущей к кладбищу церкви Предигекирхе на улице Totentanz. Однако в 1805 году жители Базеля решили разобрать ее, поскольку фреска находилась на открытом воздухе и была испорчена сыростью. Однако 19 её фрагментов можно увидеть сегодня в Историческом музее Базеля».
Все русские – немного сумасшедшие?
Особое место в «Письмах русского путешественника» отведено встрече писателя с Альпами. Настоящие горы Карамзин увидел впервые – ведь и родной Ульяновск, и Петербург, и Москва не могут похвастаться скалистым ландшафтом.
«В книге описывается интересная сцена, как он карабкался на ледник, а проводник останавливал его, кричал, что это очень опасно, но Карамзин не мог остановиться, он должен был видеть эту красоту своими глазами. С ледником связана совершенно авантюрная история и у меня. Я пришла в справочную службу в Швейцарии и сказала, что хочу подняться на ледник Розенлау, на который когда-то поднимался и Карамзин. На что сотрудники мне сказали: «Забудьте про ледники, они все растаяли!» Так вот, ответственно заявляю – это не так! Ледники, которые видел Карамзин, действительно были гораздо больше и «спускались» до дороги. Сейчас они стали меньше, растаяли и «ушли» далеко в горы. Да, они изменились, но их можно увидеть.
И я все-таки сделала это, арендовав вертолет. Попутчиков для полета к леднику Розенлауи не было, поэтому пришлось лететь одной за кругленькую сумму… Когда один из моих швейцарских друзей, который прочитал «Письма….» на немецком, узнал об этом, он недоуменно спросил: «Скажи, а русские все такие сумасшедшие?»
Наш Кутузов
Сегодня Ольга безвозмездно читает лекции о Карамзине, при поддержке комитета по культуре и Государственного музея городской скульптуры создала выставку и выпустила каталог «В поисках Карамзина», куда вошли её фотографии и комментарии по всем швейцарским местам писателя. Сейчас выставка отправилась на историческую родину Николая Михайловича – в Ульяновск. Но есть идея организовать ей «путешествие» и по основным городам Швейцарии, чтобы познакомить современных жителей Европы с творчеством писателя, открывшего маленькую альпийскую страну для россиян.
Кроме того, Ольга готовит полноценную книгу о тех открытиях, которые она сделала благодаря Карамзину.
Ну а юбилей – это достойный повод навестить отреставрированную могилу литератора в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Чтобы поклониться человеку, про которого Петр Вяземский сказал так: «Карамзин - наш Кутузов двенадцатого года. Он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас Отечество есть».