Федор Комиссаржевский
Федор Петрович Комиссаржевский, отец Веры, был известным тенором, выступавшим на сценах Рима, Милана и Опорто. В Петербурге он блистал в Итальянской опере и в Мариинском театре.
Будучи педагогом по вокалу, он давал уроки дочери командира Преображенского полка Марии Николаевне Шульгиной, в которую неосторожно влюбился. Итогом этого чувства стало то, что молодые тайно обвенчался в Царском Селе. В этом браке родились три дочери – Вера, Надежда и Ольга.
В семье всегда царила творческая атмосфера. В гости к Комиссаржевским приходили известные музыканты, певцы и композиторы, многие из которых прочили дочерям Федора Петровича актерское будущее. Девочки были хорошо воспитаны, обладали прекрасной памятью и активно принимали участие в домашних спектаклях, устраиваемых родителями.
Семейная идиллия закончилась, когда во время одних из гастролей Комиссаржевский познакомился с литовской княжной Курцевич, ради которой решился бросить жену и трех дочерей. Бракоразводный процесс оказался не из легких. Марии Николаевне пришлось продать поместье Марьино под Вильно, чтобы оплатить расходы. Она с дочерьми оказалась в трудном положении, не только моральном, но и финансовом.
Федор Петрович же сочетался браком второй раз. В новом союзе у него родился сын, которого назвали как и отца – Федором. Годы спустя он стал основателем театра имени В. Ф. Комиссаржевской, а после эмиграции - известным театральным режиссёром в Англии.
Стоит отметить, что отношения между Комиссаржевским с дочерьми не прекращались. После того, как в 1890 году он расстался с Курцевич, Вера и Ольга переехали к нему.
Под его влиянием они посещали оперный класс «Общества искусства и литературы», который вел их отец. Вера обладала красивым контральто, и он надеялся, что дочь сделает блестящую карьеру профессиональный певицы. Однако катар горла помешал этим планам, и Вере оставался лишь один путь на сцену – путь драматической актрисы.
Граф Владимир Муравьев
Красавец, самовлюбленный гуляка, жестокий эгоист, но талантливый художник, умевший мастерски передавать сумерки, свежесть утреннего леса и тишину прогулок, граф Владимир Муравьев сыграл решающую роль в жизни Веры. Исследователи ее творчества предполагают: не встреть она его на своем пути, мир искусства мог бы и не получить талантливую актрису.
Знакомство с этим мужчиной стало настоящей катастрофой для Веры Федоровны. Сын герольдмейстера и внук первого графа Муравьева, получившего свой титул за подавление восстания в Польше, с первого взгляда был очарован дочерью знаменитого тенора. Своим обаянием он смог завоевать ее сердце, и пара сочеталась браком. Это произошло вскоре после развода родителей Веры Федоровны.
Несмотря на то, что Вера всячески пыталась создать семейный уют и быть для супруга опорой и поддержкой, Владимир быстро заскучал и стал поддаваться искушениям светской жизни – алкоголю и вниманию женщин. Между супругами происходили громкие скандалы. Через пару лет брака граф стал оказывать недвусмысленные знаки внимания младшей сестре жены – Надежде. Между ними завязался роман.
Когда Вера узнала о двойном предательстве, она заболела. Душевная боль, которую она пережила, была так велика, что она впала в помешательство, выйти из которого смогла только при помощи врачей. Месяц, проведенный в сумасшедшем доме, изменил ее.
Актриса вспоминала позже: «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц».
Когда пара подала на развод, Надежда была уже в положении. Владимир Муравьев вскоре женился на ней, но и во втором браке не изменил своим привычкам. Годы спустя сестра Веры вспоминала садистские выходки мужа: «в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать».
Второй брак также оказался недолговечным. Знакомство с Владимиром Муравьевым сестры пытались забыть как страшный сон. Несмотря на большое количество поклонников, Вера Комиссаржевская больше не выходила замуж.
Евтихей Карпов и Николай Ходотов
Евтихей Павлович Карпов около тридцати лет отдал Александринскому театру. Сын почтмейстера не сразу пришел к делу своей жизни. На волжском буксироном пароходе он успел поработать юнгой, не боясь физической работы, пахал землю, и как мог «ходил в народ». По делу о типографии «Земли и воли» он был арестован и сослан. Там, в ссылке он и начал ставить спектакли, задействую в качестве актеров ссыльных и солдат. Позже, оказавшись в Петербурге, он возглавил «Невское общество народных развлечений». В 1896 году он стал главным режиссёром русской драматической труппы в Санкт-Петербурге. В этот же год в город на Неве вместе с матерью и сестрой Ольгой переезжает 32-летняя Вера Федоровна и поступает в труппу Александринки. К тому моменту у нее за плечами около 60 ролей, сыгранных в Вильно в антрепризе Незлобина.
С Евтихеем Карповым, несмотря на разные взгляды на искусство, у нее сложились близкие романтические отношения. В Александринском театре под его руководством она играет роль Ларисы в «Бесприданнице», Маргариты в «Фаусте» и роль Нины Заречной в знаменитой чеховской «Чайке», премьера которой состоялась 17 октября 1896 года.
Через два года Комиссаржевская обратила внимание на своего молодого коллегу Николая Ходотова, с которым играла во многих спектаклях. Несмотря на то, что он был моложе ее на 14 лет, между ними начался бурный роман, подтверждением которого стали около 400 писем, написанных Верой Федоровной. В них она всегда подписывалась «Ваш Свет…».
Несмотря на то, что отношения с Евтихеем Карповым и Николаем Ходотовым длились недолго, Комиссаржевская оказала большое влияние на их жизнь. Карпов пережил ее на 16 лет. В своем завещании он просил похоронить его на кладбище Александро–Невской лавры, невдалеке от могилы любимой актрисы.
Всеволод Мейерхольд
Решив открыть собственный Драматический театр, Вера Комиссаржевская пригласила в 1906 году на должность главного режиссера Всеволода Мейерхольда.
«Вы посмотрите, это совсем, совсем новый человек!» — говорила она, заключая с ним союз.
И он не разочаровал ее. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, среди которых были «Жизнь человека» Леонида Андреева, «Геда Габлер» Ибсена и «Сестра Беатрису» Мориса Метерлинка. Это стало началом «театра условности» в России.
Сам Мейерхольд ценил талант Комиссаржевской. Он признавал, что он «была великая драматическая актриса своего века», но самый «век» был, по его мнению, повинен в обеднении ее актерских «ресурсов»: «Она обладала огромной артистической жизнерадостностью, но в то время это никому не было нужно»; «время, в которое она жила, требовало от нее не всех красок, которыми она обладала»
Взгляды режиссера, стремившегося к новаторству и смелым экспериментам, и Комиссаржевской, мечтавшей о «театре обнаженных страстей», слишком расходились. Вскоре между ними стало чувствоваться противостояние, вылившееся в открытый конфликт. Вера Федоровна признавалась, что «задыхается» в собственном же театре.
В одном из открытых писем она заявила режиссеру: «Путь, ведущий к театру кукол, — это путь, к которому вы шли все время. Я смотрю будущему прямо в глаза и говорю, что по этому пути мы вместе идти не можем, путь этот ваш, но не мой…»
Разрыв с Мейерхольдом, неудачная попытка сотрудничества с поэтом-символистом Валерием Брюсовым вскоре привели к тому, что Вера Комиссаржевская разочаровалась в своем детище и в 1909 году ушла из театра. Одержимая новой идеей о создании театральной школы, он отправилась на гастроли, ставшие последними в ее жизни.