Почетный меценат Санкт-Петербурга Вячеслав Заренков рассказал об истории, программах и основных ценностях своего социально-культурного проекта «Созидающий мир».
Настоящая Россия
Наталия Берзина: Вячеслав Адамович, вашему проекту «Созидающий мир» - десять лет. Международные пленэры и выставки, книги и альбомы, оркестровые премьеры и театральные постановки, творческие конкурсы и премии, храмы и поклонные кресты, тысячи участников ваших программ со всего земного шара… Напомните, пожалуйста, с чего все начиналось.
Вячеслав Заренков: По роду своей деятельности я много путешествовал по разным странам, много общался и видел, что люди, живущие за рубежом, плохо знают Россию, жизнь простых людей нашей страны, их дух, характер. Среди некоторых до сих пор бытует мнение, что русский человек ходит в тулупе и шапке-ушанке и пьет водку с утра до вечера, а по заснеженным улицам ходят дикие медведи. В то же время, общаясь с русскими - художниками, писателями, артистами, бизнесменами, политиками, я чувствовал, что и у них недостаточно знаний о жизни за рубежом. Там, мол, зажравшиеся буржуи-эксплуататоры и бедные эксплуатируемые, забитые тяжелым трудом рабочие.
Тогда и возникла идея создать такой проект, благодаря которому стало бы возможным донести реальную, правдивую информацию максимально большому кругу людей и в России, и за рубежом. Донести через искусство, культуру, живое общение и современные информационные технологии. Начались наши поездки, издания, мероприятия, а с ними - общение людей, взаимопонимание, познание мира. Так появился «Созидающий мир».
- В течение десяти лет вы провели более тридцати живописных экспедиций по всему миру, в которых приняли участие свыше ста российских и зарубежных художников. У вас колоссальная коллекция произведений современных живописцев. В «доковидный» период вы проводили выставки на ведущих площадках нашей страны и Европы. Какова дальнейшая судьба этих работ?
- Да, действительно, пандемия коронавируса помешала реализации проекта в полном масштабе. Тем не менее даже в такой ситуации мы проводим выставки, конкурсы, театральные постановки. За это время мы приобрели новую площадку для различных мероприятий. Подвели итоги и провели награждение победителей премии искусств «Созидающий мир», конкурса детского рисунка «Моя Россия», издали несколько книг и альбомов, организовали поэтический тур, создали новый балетный спектакль «Возвращение к жизни» и многое другое. Надеюсь, пандемия скоро закончится и мы возобновим поездки наших художников. Созданные за время наших туров живописные холсты станут хорошим стартовым капиталом для нашей новой галереи. Мы также планируем проводить выставки этих картин по городам России, а в будущем, возможно, и за рубежом.
- В чем особенность пространства вашей новой галереи, чем она будет отличаться от уже существующих в Петербурге частных пинакотек?
- Пространство нашей галереи, ее назначение - это не просто собрание картин. Здесь мы будем не только хранить и показывать свою коллекцию, а также проводить самые различные мероприятия: разнообразные выставки, презентации, творческие встречи, семинары, конференции, показы новейших достижений в разных областях, выступления артистов, предпринимателей и многое другое. При этом будем стараться использовать самые современные технологии для трансляции событий.
На этой площадке у многих талантливых, но еще неизвестных художников, творцов появится возможность показать свой талант, свои неординарные способности.
- Вы учредили Всероссийскую премию искусств «Созидающий мир» - единственный в нашей стране творческий конкурс, объединивший литературу, живопись и скульптуру. Помимо столь масштабного охвата, в чем его уникальность?
- Да, действительно, эта премия в своем роде уникальна. В первую очередь, она уникальна тем, что ее нельзя купить. Не секрет, что во многих конкурсах с участников требуют взнос просто за участие. И зачастую победитель определяется не по таланту, а по количеству проплаченных средств. При этом сама премия ограничивается выдачей диплома и какой-нибудь недорогой статуэтки. В нашем случае выбор победителей происходит независимым и авторитетным жюри. Участником может быть любой желающий, добросовестно и талантливо создавший свое произведение. Без каких-либо взносов. При этом премия имеет финансовую составляющую от ста тысяч до одного миллиона рублей. Эти деньги являются хорошим стимулом для дальнейшего развития творчества.
- Солидный премиальный фонд, серьезный состав жюри и строгий отбор задают высокую планку. Каких результатов вы ждете от самих участников и их работ? Верите ли в то, что в ближайшее время появятся и проявятся авторы, способные существенно повлиять на ход литературного процесса и процесса развития изобразительного искусства соответственно?
- Я думаю, каждый участник понимает высоту этой планки и, конечно же, будет стремиться представить произведение, способное к жесткому отбору. Ведь любой участник, подавая свою заявку, всегда надеется на победу. И соответственно выкладывается, создавая свое произведение. Касательно будущего, мне кажется, уже сегодня есть люди, способные влиять на литературный процесс и процесс развития изобразительного искусства. Посмотрите, к примеру, какое количество зрителей, даже во время пандемии, собирали выступления Владимира Глазунова в поэтическом туре по городам России. Или аншлаги на спектаклях, показанных в рамках деятельности «Созидающего мира». Уже само количество участников премии говорит о тяге людей к поэзии, прозе, к подлинному искусству.
Каким должен быть лидер
- Недавно вышло в свет новое издание вашего учебного пособия «Управление проектами». Книга адресована прежде всего руководителям предприятий и организаций. В ней много теоретических сведений и практических рекомендаций. И все же какова ключевая из них? Что должно стать главным ориентиром современного лидера?
- Вы затронули мою главную тему - характеристику лидера. Управлять компанией может любой достаточно умный и профессионально обученный человек. Но в большинстве случаев команде такое «сухое» управление скучно. Совершенно другое дело, когда во главе компании есть настоящий Лидер - с большой буквы. К сожалению, не каждый управленец может быть Лидером. Люди хотят видеть настоящего Лидера, чувствовать его. Призыв «Мы должны все просчитать и решить» не действует. Им нужно: «Ребята, за мной! Я с вами!». Во всем - в работе, в беседе, на отдыхе!
Лидер должен быть заводилой. Люди за столом скучают - поднимай бокал и вперед: произносить тосты, танцевать, травить анекдоты, петь частушки... Заводи всех, ты - Лидер, ты - с ними, ты - энергия, ты - позитив!
Не будет этого - начнется скука, пустая трата времени. И никакие призывы к корпоративности, к единению команды не помогут. Ты будешь один, сотрудники сами по себе.
Лидер должен обладать магнетической энергией и вести себя так, чтобы люди тянулись к нему. Люди должны верить ему и доверять, и он не должен обманывать их доверие.
Лидер - генератор идей. От него всегда ожидают нового, и он не должен разочаровывать сотрудников, партнеров и окружение.
В работе наступает обыденность - вот вам новые идеи и вперед! Не верите - за мной! Безвыходное положение - вот вам выход, ребята. Не дрейфь - прорвемся! Лидер должен знать ответы на все вопросы команды. По крайней мере, так должны чувствовать сотрудники.
У кого-то наступает депрессия. Лидер тут же: «Не скисать, ты можешь, ты должен, вот тебе импульс для зарядки - вперед!».
В окружении Лидера всегда должно быть интересно. Лидер не должен показывать сотрудникам, что он устал, что у него какие-то неприятности, проблемы.
К сожалению, мне до конца не удалось раскрыть эту тему в «Управлении проектами». Надеюсь вернуться к ней в следующей книге, более практической. А в этом издании вы можете получить ответы на все вопросы, связанные с реализацией проекта.
- Кроме нон-фикшен вы также пишете художественные произведения. Книги «Сопромат», «Записки оптимиста», «Данность жизни» занимают достойное место на полках ценителей современной прозы. Скоро будет опубликовано второе издание вашего сборника рассказов «Избранное». Каков основной посыл этой книги?
- Сегодня, в эпоху глобальной компьютеризации и цифровых технологий, люди немножко обленились по отношению к печатной продукции, включая книжную. Реже стали читать романы, длинные повести. Поэтому я избрал более доступный каждому читателю жанр - небольшие рассказы. При этом я стараюсь на четырех-пяти страницах кратко, но эмоционально и познавательно, а порой и драматично, описать события, происходящие с обычными людьми в повседневной жизни. И подспудно дать посыл задуматься: а как бы я поступил в данной ситуации? А смог бы я это сделать?
А какой он молодец, мне тоже надо так поступать…
Иногда в моих рассказах читатель видит выход из своей схожей ситуации. Читая мою книгу, к примеру «Избранное», нет необходимости использовать закладку - всегда можно открыть ее на любой странице и начать читать. Ценность этих рассказов в том, что они заставляют людей начать рассуждать, погрустить, порадоваться, иногда возмутиться, но никогда никого не оставляют равнодушным.
Балет и космос
- На основе ваших либретто состоялись мировые премьеры трех балетных спектаклей. Однако вскоре в связи с пандемией публичные мероприятия были вынуждены перейти в интернет-пространство. Многие приняли такую форму как новую реальность. Ваши постановки продолжат жизнь на живой сцене? Труппа еще отправится на гастроли? Или зрителям будет предложено приникнуть к экранам?
- Два балета - «Орр и Ора» и «Три маски короля» - мы успели показать еще до пандемии, и они успешно идут уже почти четыре года. Конечно, пандемия отодвинула планируемые зарубежные гастроли, но, я думаю, скоро все это закончится и мы возобновим представления.
Балетный спектакль «Возвращение к жизни» совпал по времени с пандемией, тем не менее в перерывах между запретами он второй год успешно проходит в Большом театре оперы и балета в Самаре. Кстати, наряду с основной темой спектакля само название балета символизирует возвращение к нормальной жизни после эпидемии. Так же, как моя сказочная повесть «Три маски короля» символизирует скорый отказ от ношения масок.
В Санкт-Петербурге балет «Возвращение к жизни» можно будет увидеть 12 и 13 сентября в Мариинском театре.
- В городе Гагарине Смоленской области вы ведете создание паркового ансамбля «Человек во Вселенной» и установку скульптурной композиции, посвященной памяти выдающегося летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова. Сохранение народной памяти о великих достижениях наших соотечественников, в ХХ веке первыми вырвавшихся в космическое пространство, сегодня, на ваш взгляд, способно развернуть современную молодежь от сферы посреднических услуг и блогерства к звездным рубежам?
- В последнее время наша молодежь, к большому сожалению, начала забывать величайших людей, космических первопроходцев, забывать их подвиги. Проект «Человек во Вселенной» напомнит о них, даст толчок к пониманию значения дел, которые вершили люди в те времена. Наши обычные люди. Сам Леонов называл тот период временем первых: первый полет человека в космос, первый выход в открытое космическое пространство, первая космическая станция.
Это с одной стороны. С другой - этот проект придаст вес знаниям в области изучения Вселенной, усилит осмысленную увлеченность исследованиями мирового пространства.
Ведь для Алексея Леонова было важно не столько совершить подвиг (он тогда не думал об этом), сколько показать всему миру возможности человека. Поэтому и композиция называется «Человек во Вселенной». По сути, ее основой послужили картины и наброски самого А. А. Леонова - нам только оставалось свести его идеи воедино. Леонов любил Гагарин, был его почетным гражданином, жил заботами об этом городе, активно решал его проблемы.
Работая над ансамблем, мы все словно ощущаем незримое присутствие Алексея Архиповича. Для меня реализовывать такой масштабный и важный проект - это большая честь.
Футуристический ансамбль «Человек во Вселенной» включает в себя арочную инсталляцию с космонавтом и космическим кораблем, планету Земля, планеты Солнечной системы, звезды, фонтан-Солнце и даже Галактику.
На входе посетителей встретит арка-орбита с размещенным на ней кораблем «Восход-2» в натуральную величину и выходящим из него космонавтом. Под аркой-орбитой из стекла и металла соберут Землю. По вечерам полусфера планеты высотой 1,7 метра и диаметром 8,1 метра будет подсвечена изнутри. В центре сквера засияет вмонтированная в покрытие площадки Галактика.
Смысл композиции не только в увековечении подвига Алексея Леонова, но и в том, чтобы каждый человек мог почувствовать себя внутри Вселенной. Орбиты будут нанесены люминесцентной краской и подсвечены рядами светильников. А в центре разместится Солнце - круглый фонтан с подсветкой. Вода забьет на три метра в высоту из вмонтированных в пол форсунок, и все желающие смогут искупаться в лучах Солнца.
Вдоль галактической аллеи расставят лавочки и информационные таблички со справочными данными о главных событиях из истории космонавтики. Завершит композицию витражное панно в форме арки-иллюминатора. Из него на гостей сквера будет смотреть сам Леонов на фоне космических кораблей.
- Станет вновь престижным быть, а не казаться?
- Быть - это всегда, во все времена правильная позиция порядочного делового человека. Казаться - это блеф, туман, удел недалеких мажоров и неудачников.
Мир - это семья
- У скульптурной композиции, символизирующей традиционную семью, подготовка к установке которой сейчас ведется, глубокий философский смысл: этот объект также призван побудить людей приложить все усилия к недопущению войн и утвердить стремление к миру. Поясните эту связь, пожалуйста.
- Война - это страшная беда для всех людей. Завершение любой войны - это не просто победа одного над другим, а подготовка общества к миру на долгие годы. А мир - это здоровая семья. Люди, живущие в здоровой семье, никогда не развяжут новую войну, потому что любая война - это угроза членам их семьи.
Победа - это время после беды. Поэтому памятник «Семья - залог мира» - это и памятник победе над войнами. Здоровая семья - залог развития любого государства, любой нации. Ни одно государство не будет существовать без здоровых семей. Оно погибнет.
- Вячеслав Адамович, вас также знают как храмостроителя. Вы строите и восстанавливаете православные церкви в России и за ее пределами - Беларусь, Сербия, Кипр, Израиль. И постоянно слышите вопрос: зачем? Ответьте вновь, пожалуйста.
- Я люблю создавать то, что вечно, то, что красиво, то, что мне нравится. Храмостроительство как раз и соответствует этим критериям.
На частые вопросы о том, почему я стал строить храмы, восстанавливать монастыри, устанавливать поклонные кресты, я сначала пытался отвечать, что я православный и должен это делать, если не я, то кто, и другими привычными фразами. Но сегодня я сам себе задал этот вопрос: почему? И, признаюсь, у меня нет на него однозначного ответа. Я просто это делаю. Делаю потому, что меня толкает к этому какая-то внутренняя потребность. Я не ищу, что и где надо строить, восстанавливать, создавать, - оно само собой приходит ко мне. Сами собой случаются встречи, происходят обсуждения, находятся нужные решения. И начинается процесс создания, созидания: приходят нужные люди, появляются необходимые материалы, формируется своеобразный центр притяжения, к которому устремляется созидательная сила...
И вот, вопреки всем трудностям, появляется каркас будущего храма, устанавливаются купола с крестами, издалека прибывают колокола, которые под песнопения и молитвы занимают достойные места. И вот уже на всю округу раздается колокольный звон: сначала робко, будто пробуя голосовые связки, затем все зычнее и мелодичнее - набирает силу и разлетается далеко-далеко по горизонту и вверх, в небеса. И на душе всех слушающих радость необыкновенная! Проходит некоторое время, завозятся и собираются конструкции иконостаса, устанавливаются киоты, монтируется паникадило, художники расписывают стены, своды... и наступает момент первой службы в новом храме. Сложно передать те чувства, которые испытывают создатели храма, батюшка и первые прихожане. Словами не выразить. Слезы на глазах от радости. Комок в горле застревает, и ты не можешь ничего сказать... Да и не надо никаких слов - храм говорит за тебя. Так было при строительстве храма в честь святого апостола Андрея Первозванного и всех святых, в земле русской просиявших, на Кипре, так было при возведении храма святым царственным мученикам Романовым в Сербии, при строительстве храмов святого великомученика Георгия Победоносца в Купчине и святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице, при воссоздании храма Рождества Христова на Песках в Петербурге.
- Законодательным собранием города на Неве вам первому - и на сегодня единственному в Северной столице - было присвоено звание «Почетный меценат Санкт-Петербурга». Что эта награда значит для вас, и что бы вы рекомендовали тем, кто имеет благие намерения вкладывать капитал в искусство, но пока находится в начале пути?
- Я рад, что в Санкт-Петербурге теперь официально учреждено такое звание. Этим город первым в России признал роль меценатства в развитии современной России. Как я уже говорил в день награждения, нет большей радости, чем чувствовать, что твое участие помогло людям. Что может быть лучше радостного блеска в глазах школьников из провинциальной деревушки, побывавших на каникулах за рубежом, или простого «спасибо» родителей, которым ты помог спасти тяжелобольного ребенка, или счастья человека, который смог ходить и танцевать благодаря купленным тобой современным протезам. Дорогие друзья, необходимо понять, что успешным и состоятельным человек становится благодаря своей щедрости.
Будьте щедры! Помогайте людям и будьте счастливы!