Наталья Палей, внучка императора Александра II и кузина Николая II, миру известна как звезда подиумов. Она стала первой манекенщицей царских кровей. Красотой этой женщины были пленены Жан Кокто, Эрих Мария Ремарк, Антуан Сент-Экзюпери и другие мужчины того времени.
SPB.AIF.RU вспоминает историю Натальи Палей, которая, потеряв все в России, обрела новую жизнь за границей.
Любовь и кровь
Наталья Павловна Палей была плодом запретной любви. Павел Александрович, шестой сын Александра II, потерял титул, звание и был изгнан из России, когда женился на Ольге Пистолькорс, бывшей жене гвардейского полковника. Молодожены поселились под Парижем, во Франции.
Здесь 2 декабря 1905 года родилась Натали, их третий совместный ребенок. Лишь в 1908 году они вернулись на Родину и остановились в Царском селе, как полноправные члены императорской семьи. Николай II пожаловал Ольге Валериановне, ее сыну и двум дочерям титул князей Палей. Увы, семейное счастье разрушила революция.
В 1918 году в Алапаевске сожгли брата Натальи Владимира, а в 1919-м в Петропавловской крепости расстреляли ее отца, великого князя.
Матери чудом удалось сбежать с детьми во Францию. Все случившееся оставило глубокий след в душе 12-летней Наташи. Она замкнулась, перестала общаться даже со знакомыми и друзьями. По воспоминаниям сводной сестры, «в уголках глаз навсегда затаилась печаль» и страх за будущее.
Семье повезло, в Булони оставались дом и счет, который оставил отец. Какое-то время они могли жить безбедно. Но деньги таяли. По одной из версий, именно страх бедности заставил Натали выйти на подиум. По другой, девушка мечтала о том, чего ее лишили - блистать в нарядах и остаться принцессой.
Однако мать рыдала от стыда: княжна на подиуме – это позор! Тонкая блондинка с высокими скулами и большими печальными глазами начала работать в Доме моды Феликса Юсупова. Сводный брат, князь Дмитрий, представил её Коко Шанель, с которой у него был роман. Француженка оценила грацию и породистость княжны и в 1927 году свела ее с Люсьеном Лелонгом, известным кутюрье. Тот влюбился в Натали, да так, что развелся с женой, а через пару месяцев обвенчался с Палей. Родственники были в ужасе - внучка императора и портной! Газеты ехидно писали, что «ножницы подравняли королевскую корону». Впрочем, брак считался взаимовыгодным. Месье Лелонг породнился с родом Романовых, а обнищавшая «принцесса» получила деньги, славу и связи - муж шил для высшего света и артистической богемы.
Королева Парижа
Натали стала лицом модного дома, ее изображения в самых изысканных нарядах не сходили с полос газет и журналов. Поклонницы копировали ее прическу, позы, одежду, манеру держаться и даже ходить. Известные фотографы мечтали запечатлеть княжну из рода Романовых. А муж посвящал ей лучшие платья, коллекции и духи - «Mon Image», «Elle…Elle», «Indiskret». Ей поклонялись, ее боготворили. Наталья не стала великой княгиней в России, зато в Париже стала королевой моды.
Но родные оказались правы, принцесса и портной были не парой. Русская княжна скучала с мужем. В своем салоне она принимала известных и умнейших мужчин того времени. Среди ее поклонников были художник Павел Челищев, модный фотограф барон Георгий Гойнинген-Гюне, Кристиан Беар, граф де Бомон, Сальвадор Дали и другие.
Натали стала иконой стиля, идеалом красоты, любить который можно даже платонически. Неслучайно в ее свите было множество мужчин нетрадиционной ориентации. Так, странные отношения связывали женщину и артиста балета Сержа Лифаря. Они познакомились в Венеции летом 1930 года. Она прекрасно знала о его связи с Сергеем Дягилевым, но харизма и талант мужчины влекли ее к нему.
Однажды танцовщик познакомил Натали с писателем и драматургом Жаном Кокто. Роман был бурный и яркий, но закончился плохо - Натали забеременела и сделала аборт. Так решила сама Наталья, только начавшая кинокарьеру – ребенок был невовремя. После этого Кокто навсегда возненавидел женщин. Драматург даже наделил Смерть в своем фильме «Орфей» чертами бывшей возлюбленной. А Натали навсегда осталась бездетной.
Актриса Романова
В 1933 году амбициозная блондинка попала в кино. Известный режиссер Марсель Л’Эрбье снял ее в фильме «Ястреб» вместе с известным актером Шарлем Буайе. Фотогеничность, царская осанка и, конечно, восхитительные наряды от дома Лелонг завоевали публику. Фильмы имели успех.
Княжну позвали в Голливуд. Она приняла участие в съемках сразу нескольких фильмов. Среди партнеров были восходящие звезды - Кэтрин Хепберн и Кэри Грант, а во Франции - Жан Марэ. Впрочем, критики отмечали, что ее игра была посредственна, а героини однотипны – роскошные, но и только. Но княжна Натали не отступала.
В 1937 году она разводится с Лелонгом и переезжает в США. Муж в отместку выпускает восхитительную и дорогую коллекцию, которую на подиуме представляют только брюнетки (Наташа была блондинкой). А также парфюм «Le N», популярный и сейчас. По-французски название духов созвучно со словом «ненависть».
Но бывшей жене уже не до чувств француза, она снова выходит замуж - за известного театрального продюсера Джона Чепмена Уилсона. Наталья мечтала покорить Бродвей, а у нового мужа были связи. Чета поселяется в Нью-Йорке, где начинает принимать аристократов, богему и высший свет. Княжну снова окружают поэты, артисты, писатели, художники и режиссеры. Но сцена остается недоступной. Увы, позы, томный взгляд и стильная походка были хороши для подиума, но не для театра.
Натали вернулась к карьере модели и стала лицом популярной американской компании «Линчбой». При этом оказывала поддержку и покровительство соотечественникам, помогала им с работой, писала рекомендации и т.п. В 1941 году мисс Пэйли приняла гражданство США.
Луч света среди кукол
Второй муж княгини оказался гомосексуалистом и алкоголиком. Поэтому она, не терзаясь муками совести, крутила любовные романы. В 1942 году у нее была связь с Антуаном Сент-Экзюпери. Им было о чем поговорить, писатель чувствовал себя одиноким и несчастливым - он плохо говорил по-английски, жена ему изменяла, а события в Европе ввергали в отчаяние. Натали успокаивала и ободряла его.
Позже он напишет про нее: «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье – то это чудо, сравнимое разве что с рассветом». Однако роман угас. Сент-Экзюпери часто был в разъездах, а в 1943 году вернулся во Францию.
А княжна уже была с другим великим писателем XX века. Эрих-Мария Ремарк был очарован русской. «Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные… луч света среди кукол и обезьян», - писал он в дневниках.
Любовь, ревность, скандалы и страстные примирения длились 11 лет. После войны пара вернулась в Европу и поселилась в швейцарской глуши. Но княгиня скучала по светскому обществу. Через какое-то время она начала путешествовать. Снова появились поклонники и новые воздыхатели, а ее лицо замелькало в модных журналах. Ремарк и Пэйли все реже встречались и писали друг другу. В 1951 году Ремарк влюбился в актрису Полетт Годар и вскоре женился. Позже писатель изобразил «свою» Наташу в романе «Тени в раю».
Княжна же вернулась в США, к мужу, который пил сильнее прежнего. Из-за пьяных выходок пришлось отказаться от приемов и встреч. Наталья пыталась спасти его, но в 1961 году он умер от цирроза печени. Женщина впала в депрессию, перестала общаться с друзьями и сестрами, заперлась в своем доме и тоже начала пить. Возможно, королева моды не хотела, чтобы мир видел ее увядание. На звонки и письма она не отвечала почти 20 лет.
В конце декабря 1981 года Наталья Павловна упала в ванной. Врачи диагностировали перелом шейки бедра и сказали, что она до конца дней будет прикована к кровати.
27 декабря того же года Натали Пэйли, двоюродная сестра последнего российского императора Николая II, скончалась в госпитале. Говорят, что это было самоубийство.