Примерное время чтения: 8 минут
2366

Русский музей: как создавалась крупнейшая в стране коллекция?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Петербург 19/02/2020
За последние 10 лет количество посетителей музея увеличилось в 2,5 раза и сегодня составляет 2,5 млн человек в год.
За последние 10 лет количество посетителей музея увеличилось в 2,5 раза и сегодня составляет 2,5 млн человек в год. Commons.wikimedia.org

​В 2020-м Русскому музею исполняется 125 лет. В его залах, запасниках сосредоточена самая крупная в стране коллекция национального изобразительного искусства.

Насколько востребовано это достояние? Что делается, чтобы знаменитые полотна смогли увидеть как можно больше людей? Об этом нам рассказал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

«Дворцов не предлагать»?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Владимир Александрович, вы сказали, что Русский музей создавали всем миром, от крестьян до императоров. Поясните, пожалуйста.

Владимир Гусев: Идея его рождения связана с победой нашего народа в войне 1812 года, подъемом самосознания. Тогда русские офицеры побывали в Европе, посмотрели, как там живут, хранят традиции. В итоге и в нашем обществе появилась потребность оглянуться на пройденный путь, в том числе собрать и показать лучшие образцы национального искусства.

Эту идею горячо поддержали оба императора: Александр III и Николай II. Они отнеслись к формированию коллекции как к делу государственной важности. 25 апреля 1895 года Николай II подписал указ «Об учреждении Русского музея». Сам царь передал для будущего собрания свыше 300 полотен, дары поступали и со всей России. В списках меценатов купец Плюшкин и сенатор Лихачев, Тенишевы, Лобановы-Ростовские, Долгоруковы и сотни других фамилий. В марте 1898-го музей открылся для широкой публики.

- Сегодня это огромный комплекс, куда входят несколько дворцов, а также Михайловский и Летний сады. Вы даже как-то в шутку сказали: «Дворцов больше не предлагать!». Как вам удается грамотно содержать и развивать такие знаковые объекты?

- Я, тоже в шутку, говорю, что последние четверть века для нас были периодом «мирного завоевания». За это время в основную экспозицию вошли пять зданий. В том числе Мраморный и Строгановский дворцы, домик Петра I на Петровской набережной, корпус Бенуа, павильон кордегардии у Инженерного замка. Несколько лет назад Министерство обороны освободило помещения в Михайловском замке, где долгое время базировалась Военно-морская библиотека. Большое спасибо за это командованию ВМФ. Мы получили прекрасные тронный, центральный, арабесковый залы. Сейчас заканчивается реставрация, и в ноябре - во время Международного культурного форума - откроем парадные апартаменты.

- Вы уже анонсировали, что одной из главных станет экспозиция «Романовы в России», ведь с этим замком связана судьба трех поколений русских царей.

- Да, покажем вещи, которые еще никто не видел. В том числе четыре огромных полотна на исторические темы, которые Павел I заказал специально для Михайловского замка. Он хотел шесть, но не случилось. Раньше для этих раритетов не хватало места, теперь площадей достаточно, и шедевры смогут увидеть все желающие. 

Есть у меня и еще одна цель - без искажения представить образ первого хозяина замка - Павла I. Я раньше тоже думал: уродец, сумасшедший. На самом деле - интереснейшая личность со своей драмой и талантами. Он, например, активно, говоря современным языком, боролся с коррупцией. Запретил генералам использовать солдат на приусадебных участках, сменил пять проворовавшихся обер-прокуроров, навел порядок с таможней. Да и рост имел волейбольный, 170 см. То же самое - Николай I, третий сын Павла, 30 лет правивший Россией. Сегодня о нем у многих превратное представление. У нас он слывет самодуром, который любил батальную живопись и пририсовывал на полотнах солдатиков. Хотелось бы восстановить историческую справедливость.

Шедевры - на Север

- Сегодня ваш музей является маяком и для многих региональных учреждений культуры. Как строится такое сотрудничество?

- По нашим методикам работает свыше 50 регионов. Это программы «Здравствуй, музей», «Технологии и искусство», другие наработки. В прошлом году мы провели 40 передвижных выставок. Только за последнее время открыто четыре комплекса - в Казани, Ярославле, Мурманске и Саранске. На очереди заявки еще из 15 регионов. Так, вскоре в Сыктывкар (Республика Коми) отправится выставка «Кандинский и Россия». Знаменитый художник бывал в этих краях, говорил, что влюблен в северян, и когда от местных властей поступило предложение организовать экспозицию - не могли отказать.

Готовим к дальней поездке и картины Филонова. Мало кто знает, но первая выставка работ этого мастера прошла в Академгородке Новосибирска. Сейчас решили продолжить традицию. Также планируем запустить филиал ГРМ в Кемерове. Это будет сделано по поручению президента к юбилею Кузбасса. Ну а в нынешнем году, надеюсь, разрежем красную ленточку в Когалыме (Тюменская область - прим.ред.). Молодому, современному городу нефтяников исполняется 35 лет, и одним из подарков станет открытие культурного центра Русского музея.

- Филиалы музея есть даже в Антарктиде, на полярных станциях Новолазаревская и Беллинсгаузена. Более того, в основной коллекции хранятся графические работы Павла Михайлова, доказывающие: именно наши мореплаватели открыли шестой континент. 

- Не устаю рассказывать об этом мастере с необычной судьбой. В 1786 году он принял участие в знаменитой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду. Художник фиксировал в своем рабочем альбоме новые острова, виды поселений, портреты аборигенов. Его наброскам присуща большая точность. На многих указаны даже конкретные даты и координаты, что позволяет не только «выстроить» маршрут путешествий, но и служит документальным доказательством приоритета российских исследователей. В то время как английский адмирал Джеймс Кук, столкнувшись с айсбергами, заявил: «Плавать туда невозможно».

В 2020-м исполняется 200 лет со дня открытия русскими моряками «ледового материка». Надеемся, что работы Михайлова станут еще одним свидетельством участия наших соотечественников в эпохе великих географических открытий.

Пикассо не против

- Одно из важных направлений - продвижение русской живописи за рубежом. Как это удается, ведь многие страны тщательно оберегают свою культуру?

- Конкуренция, действительно, большая. Один из ярких примеров - наш центр в испанской Малаге. В марте исполнится пять лет его работы. Когда все только планировалось, нашлось немало скептиков. Нам говорили: «Кто к вам придет? Это родина Пикассо. Здесь знают живопись Франции, Испании, а о русской что известно?». К тому же почти одновременно с нами открылось и представительство популярного центра Жоржа Помпиду в Париже. Но мы не испугались - и правильно сделали. Сегодня центр Русского музея испанцы сами включили в двадцатку лучших по динамике развития и посещаемости. За пять лет в его залы пришли свыше полумиллиона человек. Ежегодно проводим три выставки. Сейчас, например, показываем «Реализм вчера, сегодня, завтра», где рассказывается, как под влиянием времени, течений менялось искусство.

- Вы много делаете для того, чтобы с шедеврами живописи могли познакомиться дети, пожилые. Также к вам без проблем могут прийти люди с инвалидностью. Для их комфорта создана целая инфраструктура.

- Нашему центру музейной педагогики уже 30 лет. Его, без преувеличения, знают коллеги во многих городах. Сейчас при помощи новых технологий помогаем детям осмыслить историю и значение искусства. Работает центр мультимедиа, инновационных программ. В эти дни открыта выставка-конкурс трехмерной графики. 

К людям с ослабленным здоровьем мы всегда относились с вниманием. Чтобы учесть их потребности, в штате музея работают арт-терапевты, психологи. Особенно это важно для испытывающих проблемы со слухом и зрением. Для них экскурсии проходят в сопровождении специалистов, переводящих речь на язык жестов.

В Строгановском дворце в скором времени открываем выставку с тактильной техникой. Чтобы люди понимали и могли наяву ощутить, что такое живопись, скульптура. Это даст им возможность увидеть мир ярче.

- Вы сказали, что 125 лет - не повод для торжеств - «праздник будет трудовым». А что для вас самое важное в работе музея?

- Мы не гонимся за ажиотажем, лавиной посетителей. У нас ежегодно бывают свыше 2,5 млн человек, и хватит. Если больше, это помешает смотреть, понимать красоту, смысл картин. В залах, запасниках сосредоточено свыше 410 тысяч произведений искусства, однако величина, размер - не столь важно. Главное - полнота.

У нас представлена вся более чем тысячелетняя история России - в лицах, эпохах, сюжетах. Мы видим имена, стили, школы, касающиеся самых выдающихся мастеров. За это бесценное сокровище, его приумножение мы в ответе.

Кстати

За последние 10 лет количество посетителей музея увеличилось в 2,5 раза и сегодня составляет 2,5 млн человек в год. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах