Примерное время чтения: 12 минут
467

Современные писатели путают уродство и красоту. Кого читают в Петербурге?

Писатели и поэты Северной столицы завершили очередной творческий год традиционной премией для начинающих авторов «Молодой Петербург».

Петербургские литераторы завершили год яркими итогами, которые подвели на престижном городском конкурсе поэтов и прозаиков. Награждали молодых авторов, а также мастеров ленинградской-петербургской школы. Председатель жюри Алексей Ахматов отмечает, что премию для талантливых авторов ежегодно поддерживают редакторы литературных журналов и видные деятели искусства, поэты, прозаики. Так, в этом году поздравить лауреатов пришли писатель Сергей Носов, поэт Михаил Вэй.

«Премию основали в 2009 году президент литературного фонда „Дорога жизни“ Дмитрий Мизгулин и общество „Молодой Петербург“ для поощрения литераторов, которые оберегают русский язык, русское слово, сохраняют и развивают нашу культуру. Премия поддерживает тех ярких авторов, кто работает на созидание, неравнодушен к судьбе родной литературы, опирается на традиционные ценности. Премия вручается не только „своим“, определённой группе литераторов, она также не имеет ограничений ни по возрасту, ни по географии», — рассказал Алексей Ахматов.

Председатель петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов поделился впечатлениями о премии с spb.aif.ru и рассказал о проблемах современного литературного процесса.

Фото: Санкт-Петербургский Дом писателя/ Александра Климова

Услышали и приняли

Среди новых восходящих имён зазвучали в этом году Екатерина Шелементьева, Вероника Першина, Наталья Филимонова, Илья Козлов, Евгений Дьяконов, Александра Пашкевич.

Петербургская поэтесса Наталья Филимонова победила в номинации «Поэзия». На премии лауреата представлял её наставник Максим Грановский. Он оценил необыкновенные стихи Натальи, в которых раскрывается сложный внутренний мир, умение выражать эмоции искренне, и легко. В этом году Наталья вошла также в число лауреатов сайта «Российский писатель».

Молодая поэтесса живёт и работает в Санкт-Петербурге, замужем, в семье подрастает дочка. Наталья родом из Кировской области, окончила в ВятГАТУ по специальности биолог-охотовед. Много лет работала орнитологом в биологическом институте.

«Я пишу с начальных классов, но о настоящей поэзии начала задумываться, когда стала старше. В 2013 году вышла моя первая книга стихов „Междусловие“, которая повлекла за собой ряд значимых для моей дальнейшей литературной жизни событий — получение рекомендации на вступление в Союз писателей России и выход второй книги „Город седых обочин“. Позже были публикации в различных литературных журналах, в том числе интернет изданиях, вышла третья книга „НеВесна“, лауреатство на поэтических конкурсах и литфестивалях», — рассказала spb.aif.ru Наталья Филимонова.

Несмотря на творческую активность, в премии «Молодой Петербург» она участвовала впервые и признаётся, с каким удивлением и радостью узнала о своей победе в известном литературном конкурсе.

«Это значит, мою поэзию услышали и приняли, и это значит, что я стала ближе к большой и настоящей литературе ещё на один шаг. Для меня большая честь быть частью литературного процесса, стоять рядом и работать с писателями, которые знают все тонкости литературного мастерства, — говорит Наталья. — Поэзия — это не просто понимание жизни, это борьба, постоянная борьба с собой и страх перед открывающимися возможностями быть услышанной. Премия не только даёт такую возможность, она обязует тебя взять на себя ответственность за всё написанное, а это волнительно и страшно, ведь перед тобой открывается мир читателя, и ты с ним ведёшь не простые беседы по душам, а учишь его понимать неопалимый и неистовый мир, в котором нам вместе жить.

Литературное поле страшно разорвано

После распада СССР в 1997 году по инициативе Алексея Ахматова начало работу литературное объединение «Молодой Петербург» — преемник «Молодого Ленинграда». Начиная с 1997 года, стал выходить одноимённый альманах, выпуск которого ведётся по сей день. Сегодня альманах «Молодой Ленинград» — это периодическое издание, которое публикует авторов не только из Петербурга и Северо-запада. География альманаха представлена Воронежем, Иркутском, Уфой, Самарой, Симферополем, Калининградом, Москвой и другими городами. В Петербурге ведётся работа с молодыми авторами. Премия отмечает наиболее успешных литераторов, которые только начинают свой путь в литературе и занимаются в литобъединении. Также награждаются наиболее значимые для современной литературы поэты и прозаики, воспитывающие начинающих литераторов.

«Премия не государственная, не президентская, но в наше время и в нашем городе для молодых это большая поддержка и престиж. То, что делает Алексей Ахматов для молодых и начинающих авторов — во всех смыслах положительно. Это поощрение трудолюбивых и талантливых людей, при этом планка держится очень высокая, — отмечает председатель петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. — Премия сегодня необходима, чтобы поддержать молодёжь, потому что у нас страшно разорвано литературное поле. С одной стороны, это всеядный интернет, с другой — многочисленные окололитературные тусовки. Есть множество объединений и кружков, я бываю на некоторых. Если их ведёт старшее поколение поэтов и прозаиков — Борис Краснов, Алексей Ахматов — это уровень повыше. Но как же часто берутся учить кого-то люди, которым самим ещё нужно учиться и расти. Я наблюдаю за ситуацией и по существу творчество современной молодёжи похоже на их одежду — порванные джинсы, небрежность во всём, которая выдаётся за достижение, а на деле — дисгармония и асимметрия во всём. Уродство они воспринимают за красоту, и это западные стереотипы мышления. А мы ведь вслед за президентом говорим о суверенитете, в том числе, нашей культуры».

Борис Александрович озвучил и ещё одну наболевшую проблему для профессионального сообщества литераторов. Часто начинающего автора принимают в Союз писателей, можно сказать, авансом — показать, что в него верят, видят его будущее. Часто это уже взрослые люди до сорока лет, но в литературе они ещё молоды и неопытны. Старшие коллеги по цеху ждут от них дальнейшего роста, но авторы пропадают, перестают работать или растрачиваются на множество фестивалей, поездок. И так каждое поколение всё дальше отодвигается от высокой литературы. Вместо того, чтобы концентрировать внимание на работе со словом, авторы тусуются с молодыми ребятами от 20 лет. Бегают по фестивалям, а в своей литературной среде со старшим поколением не хотят вращаться — им там указывают на недостатки, подсвечивают точки роста. Бытует такая «психология» среди молодых поэтов и прозаиков: лучше первый парень на деревне, чем последний в городе.

Омоложение, но не озеленение

Премию «Молодой Петербург» высоко ценят и авторы, и их наставники за объективность, честность и профессиональный уровень, чем может похвалиться далеко не каждый литературный конкурс. С одной стороны, здесь можно открыть новое имя, с другой — поддержать творчество плодовитого и талантливого автора. Борис Орлов не без удовольствия делится своими впечатлениями: то, что в очередной премиальный сезон он увидел на подведении итогов, ему очень понравилось.

«У нас омоложение сейчас всюду продвигается. Это хорошо, и такое было ещё во времена СССР. Но, позвольте — омоложение, но не озеленение же по идеологическим причинам! За свой полувековой творческий опыт я насмотрелся многого. Молодого раз вытащили, он помелькал трескучими стихами, затем сгинул. Почему? Поэту надо искать самобытность в конце концов, а её нет. Что поэзия, что проза — это огромный труд, он отнимает массу времени, приходится очень многим жертвовать. И это дело — святое, — добавляет председатель петербургского отделения СПР. — В своё время раскрутили Бродского, а у нас есть поэты ярче и сильнее. Александр Кушнер для меня на три головы выше Бродского. Но так получилось, что Кушнер в России остался с народом и переживал все нестроения на Родине, а Бродского на Западе использовали в качестве политической стенобитной машины, которая уничижала и уничтожала нашу литературу. И молодёжь очень много от этого взяла. Когда я слышу похвальбы о том, что стихотворение кто-то написал за пять минут, меня такая оторопь берёт. Русский язык человек знает скверно, сам не понимает, что написал, но хвалится скоростью. А как же Пушкин — он выверял каждое слово! Ещё сочинили такую легенду, якобы Николай Рубцов мало работал, стихи в голове носил. Ничего подобного: у него была масса вариантов одного и того же стихотворения, и это подтверждают его архивы. Он упорно работал над своими стихами.

К слову, лауреатом премии «Молодой Петербург» в номинации «Легенда» стал Александр Кушнер. Коллеги по перу и литературные критики признают высочайший уровень его творчества, независимого от меняющихся времён, в каждом из которых мастер находил счастье и любовь. В его книгах есть благородство, ирония, доброта, блеск, верность традициям.

Графоманы никого и никогда не задвинут

Проблем немало, но Борис Александрович убеждён, что будущее у великой русской литературы было, есть и будет. Более того, он подчёркивает, что современная литература намного интереснее литературы Серебряного века. Её просто не знают из-за того, что на книжных полках лежат лишь коммерчески успешные и переводные тома. Кажется, будто настала эпоха откровенных, но предприимчивых графоманов. Если вообще у молодого автора есть возможность издать свою книгу, реализовать её очень трудно. А большинство это делает за собственный счёт. Талантливых авторов много, через приёмную комиссию Союза писателей России проходят настоящие жемчужины, о которых и не слышал никто. Но не выйдет ли так, что победит перекос коммерчески успешных, но бездарных авторов, которых сейчас выдают за русскую литературу?

«Нет! То, что пытаются это сделать — процесс естественный, связанный с человеческой духовностью, — возражает Борис Орлов. — Я всем говорю: если хотите знакомиться с настоящей русской литературой, чаще заходите на сайт газеты „Российский писатель“ — аналогов ему нет, там собрано всё лучшее, свежее, талантливое со всей нашей страны. Особенно не переведутся талантливые русские поэты в Ярославской, Тверской, Вологодской областях и других регионах. Они живут и пишут стихи в своих сёлах, небольших городках, подобно монахам, которые молятся в своих кельях. Их знают меньше, верно. А массы — незачем на них кивать, потому что народ в массе ориентирован сейчас на Запад. Похвалиться эрудированностью и знанием своих писателей, драматургов могут Китай, Вьетнам, Куба, Азербайджан, Таджикистан — страны, где литература входит в структуру государственной власти. Оппозиция при этом там существует, однако их издания никто не финансирует. Это садомазохизм, на мой взгляд, — государству спонсировать тех, кто прёт против него. А этим у нас и занимались во времена Горбачёва: давать деньги тем, кто идеологически работает на развал государства».

Алексей Ахматов добавляет, что новые знакомства, перерастающие в усиленную творческую работу и взаимодействие литературных поколений, являются главной целью премии. Отметить высокие достижения мэтров и их воспитанников — важно, но ещё более важно, чтобы литературный процесс не стоял на месте, чтобы опытные, мастеровитые литераторы продолжали передавать традиции великой русской литературы молодым авторам.

Расширение географии премии «Молодой Петербург» также служит этой цели. Петербургская литература вписывается в общекультурный контекст, перестаёт быть самозамкнутой, работает на создание общероссийского культурного поля. В то же время, авторы, являющимися представителями иных литературных школ, могут чему-либо поучиться у представителей петербургской школы. Главное — не переставать учиться и самосовершенствоваться, а затем — учить других.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах