В минувшее воскресенье норвежские спасатели нашли в водах Гренландского моря у побережья архипелага Шпицберген обломки российского вертолета Ми-8, который исчез с радаров 26 октября. Воздушное судно, которое считалось пропавшим, официально признано потерпевшим крушение. На борту находились 8 человек – 5 членов экипажа из Москвы и трое сотрудников петербургского НИИ Арктики и Антарктики. Хотя тела еще не обнаружены, норвежские эксперты признают: надежды на то, что кто-то выжил, больше нет. В ближайшее время спасатели будут поднимать обломки вертолета со дна моря и устанавливать причину его падения. О том, что на данный момент известно о крушении Ми-8 – в материале SPB.AIF.RU.
Пропал с радаров
В суровых погодных условиях Шпицбергена транспортное сообщение между населенными пунктами на архипелаге могут обеспечивать только вертолеты и снегоходы, которые доставляют людям продовольствие и необходимые вещи. Один из таких рейсов 26 октября совершал вертолет Ми-8, летевший из законсервированного поселка Пирамида в российский шахтерский поселок Баренцбург. На борту воздушного судна авиакомпании «Конверс Авиа» находились восемь человек – пять членов экипажа из Москвы и трое сотрудников НИИ Арктики и Антарктики из Петербурга.
Вертолету предстояло преодолеть расстояние в 80 километров в условиях снегопада. Воздушное судно уже приближалось к пункту назначения, когда в 15.04 по местному времени оно внезапно пропало с радаров.
Поисковая операция началась незамедлительно. Ми-8 искали силами добровольцев, горно-спасательного взвода, кораблей норвежской Береговой охраны, мини-субмарины, всех оказавшихся поблизости судов, самолетов ВВС Дании и Норвегии и двух вертолетов. Поиски велись в условиях полярной ночи и непрекращающегося снегопада. Долгое время обнаружить что-либо не удавалось, однако спасатели уже не сомневались, что произошла трагедия: на поверхности воды всего в двух километрах от запланированного места посадки вертолета виднелись пятна горючего и пузыри воздуха.
Катастрофа подтверждена
Наконец, спустя четыре дня безрезультатных поисков в море на глубине 209 метров были найдены обломки Ми-8. С этих пор стало ясно, что шансов найти кого-то живым уже нет. Поисково-спасательная операция была официально завершена. Главными задачами сотрудников МЧС стало обнаружение тел и поднятие обломков вертолета со дна для последующего установления причин катастрофы.
Поднимать вертолет с морского дна будут российские и норвежские специалисты с помощью судна со специальным оборудованием. Технически оснащенный корабль подойдет к Шпицбергену в середине этой недели. В воскресенье, вскоре после обнаружения обломков Ми-8, спасателям удалось обследовать фюзеляж вертолета. Они опустили на дно телеуправляемый аппарат «Фалькон», с помощью которого получили сведения о точном местонахождении фрагментов вертолета.
Главная задача – поднять обломки со дна
Говорить о причинах катастрофы пока преждевременно. Сначала нужно достать из моря хвост вертолета: именно там находится бортовой самописец, который прольет свет на тайну крушения воздушного судна. Расследование будет проходить под контролем межгосударственного авиационного комитета (МАК). В России по факту крушения Ми-8 возбуждено уголовное дело. Официальных комментариев по инциденту пока не было.
Генеральный консул России на Шпицбергене Вячеслав Николаев заявил о том, что связь с родственниками пассажиров и членов экипажа разбившегося вертолета установлена. Им будет оказано содействие в оформлении необходимых документов для приезда в Норвегию. Специалисты МЧС оказали семьям всех находившихся на борту людей психологическую помощь.
Авиакатастрофы у Шпицбергена происходят уже не в первый раз. Крупнейшая катастрофа была зафиксирована в 1996 году, когда самолет Ту-154 врезался в гору во время захода на посадку. Тогда погиб 141 человек. Спустя 12 лет, в 2008 году, вертолет Ми-8 врезался в ангар также при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Трое из восьми находившихся на борту человек погибли.