Министерство внутренних дел России предупредило о новых способах телефонного мошенничества. Так, чтобы обмануть жертву, аферисты нередко ссылаются на имеющиеся у них «приказы» УФСБ. В качестве примера в Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ привели случаи, неоднократно имевшие место в Петербурге.
В официальном Telegram-канале ведомства подробно описали преступную схему, получившую название «звонок от руководителя».
Для начала злоумышленники «готовят почву» – звонят или шлют сообщение от имени руководителя, чаще всего в нерабочее время. В нём говорится, что с жертвой в течение некоторого времени свяжется «куратор от силовиков» или «представитель вышестоящей компании, головного офиса». До этого мошенник изучает личность жертвы и (или) вероятные инсайды организации, где она работает. Даже информации из открытых источников, а тем более каких-либо утечек, сделают доводы завонящего максимально убедительными. Для полного правдоподобия это подкрепляется использованием созданных нейросетями и копирующими голос или изображение дипфейков, а также подменных телефонных номеров и липовых документов.
Далее уже задействуется методы психологии и социальной инженерии – фейковый руководитель указывает на исключительную важность задачи, срочность, абсолютную секретность или большие риски для компании. На жертву давят, «вгоняют» в стресс, лишая способности критически мыслить. В итоге человек отдаёт мошенникам деньги, платёжные средства или важную для организации информацию.
В МВД дали несколько советов, как выявить мошенников и противостоять им.
Во-первых, ни в коем случае нельзя торопиться и паниковать – следует помнить, что одна из главных задач злоумышленника – вывести жертву из равновесия. Не надо ему помогать.
Во-вторых, следует обратить на адрес, телефон и аккаунт отправителя. Если с начальником, как правило, связь осуществляется по мобильной связи, а сейчас вдруг звонок или сообщение пришли в мессенджере – лучше насторожиться.
В-третьих важно следить за мелкими деталями, которые могу «выдать» афериста. Это могут быть необычное приветствие, обращение или речевые обороты, грамматические ошибки и непривычное оформление документов. Не стоит забывать старое правило – «если вам что-то кажется – значит, вам не кажется».
Необычные требования тоже являются «красными флажками». Если обычно перевод средств согласует 6 человек, а именно сейчас это требование вдруг отменили; если перед вами поставили несвойственную задачу; если озвучено требование о секретности – то, как подчёркивают в МВД, вам звонит мошенник.
После такого звонка стоит связаться с юридическим отделом компании, службой безопасности или с руководителем по стандартному каналу связи.
«Ваше беспокойство о безопасности компании будет оценено», – заключили в ведомстве.
Соответствующую схему обмана spb.aif.ru описывал в начале этого июня. Подробности можно узнать здесь.