Примерное время чтения: 8 минут
363

В небе над Берлином. Ленинградские летчики отомстили за Москву

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Петербург 23/04/2014
Наши бомбардировщики не давали немцам спать спокойно.
Наши бомбардировщики не давали немцам спать спокойно. АиФ-Петербург

В половине второго ночи 8 августа 1941 года жизнь в Берлине шла своим чередом - большинство немцев спали, кто-то сидел в баре, обсуждая победоносную войну против СССР. Внезапно на столицу обрушились бомбы! С той ночи и до конца войны немецкие города больше не могли спать спокойно. 

Уже в первые месяцы войны, когда вокруг Ленинграда сжималось кольцо блокады, лётчики Военно-морской авиации Балтийского флота стали совершать бомбардировки Берлина. 

86 вылетов 

В ту первую ночь по хорошо освещённому Берлину «отработали» пять бомбардировщиков Балтфлота. Другие самолёты сбросили бомбы в берлинские предместья. Немцы налёта совершенно не ожидали, а потому включили светомаскировку только через 40 секунд после падения первых снарядов. Советская «спецоперация» длилась до 5 сентября 1941 года. За это время совершено 86 вылетов, из них 9 на Берлин, на столицу сброшена 21 тонна бомб, что вызвало 32 крупных пожара. 

Как же получилось, что в условиях тотального отступления Красной армии по всем фронтам самолёты Балтфлота дерзко атаковали самое ценное, что есть у врага: безмятежно спящую столицу, уверенность рядовых немцев, что война где-то далеко-далеко?

1765 км до цели 

Немецкая авиация атаковала небо Москвы уже 22 июля - спустя месяц после начала войны. Было сброшено 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. Вскоре Герман Геринг произнёс роковые слова: «Советская авиация разгромлена. Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха». После такого заявления стало понятно, что бомбардировка Берлина станет колоссальным допингом для Красной армии. А вот для немцев, как военных, так и гражданских, это будет удар по их хвалёной неуязвимости. Удар по вере и в Геринга, и в самого Гитлера.

Николай Кузнецов, адмирал, глава ВМФ СССР того времени, вспоминал: «Как раз в это время авиация Балтфлота готовилась атаковать базу немецкого флота в Пиллау. Но 27 июля получен личный приказ Сталина - нанести удар по Берлину. Отомстить за Москву. Для этого было решено отказаться от использования ленинградских аэродромов, а лететь с эстонского острова Эзель. Тогда его ещё контролировали советские войска. 

Вопрос упирался, конечно, в расстояние: до Берлина - 1765 км, у противника мощная ПВО. Поэтому дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), ТБ-7 и Ер-2 летели предельно высоко и брали с собой не более полтонны «груза». Отбор экипажей проводился в Ленинграде. Надо ли говорить, как рвались в небо над Берлином именно ленинградские лётчики… Они и составили основу из 15 экипажей полка. 2 августа в условиях повышенной секретности из Кронштадта вышел караван из барж с бомбами и авиационным топливом, на следующий день груз был уже на Эзеле. Несколько ночей до первой бомбардировки наши самолёты совершали разведывательные полёты к Берлину. Выяснилось, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6000 м»

Сломили боевой дух 

В первый полёт отправились сразу 15 бомбардировщиков. Он проходил над морем на высоте 7000 м, за окном -40 градусов. Стёкла самолётов и шлемофонов обмерзали. Выход в радиоэфир был запрещён из соображений секретности. Об операции не знала даже советская ПВО! По ходу движения наши самолёты неоднократно засекались немцами, но принимались за свои. Успешно отбомбившись, советские лётчики без малейших потерь вернулись на базу, затратив на историческую операцию 7 часов. Атака на Берлин стала сенсацией - мировые информагентства с самого утра гадали, что это было? Может, англичане? Нет, Советы! Почти разгромленные! 

Между тем бомбардировки продолжались. Дальнейшие рейды без потерь уже не обошлись, немцы рвали и метали. В итоге за время налётов было потеряно 17 самолётов, погибли пять экипажей. А сами операции пришлось прекратить в связи с потерями Таллина и Моонзундского архипелага. 

Конечно же, серьёзный урон Берлину те налёты не нанесли. Но посеяли панику у местного населения. Это показывали письма от родных немецких солдат, которые удавалось заполучить. Жители Берлина, как всегда в таких случаях, в разы преувеличивали урон от бомбардировок, но их солдаты всему верили и теряли боевой дух. То, что надо летом 1941 года, когда, как казалось многим, план «Барбаросса» работает, как часы. Отметим и тот факт, что авиация Великобритании, которой до Берлина относительно недалеко, смогла сбросить первые бомбы на столицу Германии только в 1943 году. 

Кстати:
Авиация Балтфлота активно действовала с первого дня войны. Истребители прикрывали базы и корабли, выходившие в море на боевые операции. Наши самолёты уже в конце июня 1941-го бомбили Мемель, Гдыню, Данциг - порты, которыми пользовались немцы. Ударами подверглись финские аэродромы Турку, Котка, Тампере.

Хряпа и дуранда 

Игорь Растеряев, музыкант:

- Моя песня «Георгиевская ленточка» была написана под впечатлением от общения с бабушками, прабабушками, которые пережили блокаду. Они рассказывали мне о тех страшных годах, угощали блинами. «А я в твоём возрасте ела хряпу, дуранду», - приговаривали они. Поэтому я знаю по их рассказам, что это была за еда. Сейчас мы, молодые, стали эти вещи забывать. На всех концертах я исполняю военные песни и посвящаю их своим героическим бабушкам и всем пожилым людям, которые пережили блокаду Ленинграда.

Названы  в  честь

Улица Гастелло
Николай Францевич Гастелло - участник трёх войн. К Ленинграду он не имел никакого отношения, однако улица его имени появилась в Московском районе в 1950 году. Гастелло погиб 26 июня 1941 года, в первые дни Великой Отечественной, но вот его смерть обросла версиями.

Официальная: звено под командованием капитана Гастелло, в котором был самолёт под началом Александра Маслова, совершало боевой вылет в район Радошковичи-Молодечно. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Николая Францевича подбили, и тогда он пошёл на смертельный таран вражеских колонн. Уже 5 июля подвиг Гастелло был озвучен в сводке Советского информбюро: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло» («Правда» от 10 июля 1941-го). Данный материал отличался крайним пафосом и фактической ошибкой - дата подвига стояла другая - 3 июля. Имя Гастелло стало известно всей стране, посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Вслед за Гастелло на «огненный таран» пошли и другие советские лётчики. Всего за период ВОВ было совершено 595 воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых. А в начале 1990-х майор в отставке Харитонов представил общественности альтернативную версию событий 26 июня. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Александра Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло тарана. В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно). Так или иначе, точно можно опровергнуть один миф, связанный с именем Гастелло, - якобы он первым совершил таран в Великую Отечественную.

На самом деле, и этот факт никем из историков не оспаривается, первый таран произошёл в первый день войны. Его совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут. 

► Специальный проект АиФ.ru о штурме Берлина и его первых послевоенных днях →

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах