Тезис о том, что количество переходит в качество, как никогда точно характеризует работу в Петербурге торговых сетей, входящих в X5 Retail Group. Достигнув в 2010 году максимально разрешённой доли рынка в 25%, ритейлер задумался о качественном развитии бизнеса, результатом чего стал запуск в 2013 году рестайлинга торговой сети «Пятёрочка» и внедрение нового концепта «Перекрёстка». Покупателю перемены, которые продолжатся и в 2014 году, понравились.
Изменения подсказали покупатели
Две торговые сети из трёх, входящих в X5 Retail Group, родились в Петербурге. «Пятёрочка» - в 1999 году, «Карусель» - в 2004-м. Супермаркеты ещё одной сети - «Перекрёсток» - появились в Северной столице в 2002 году. С тех пор рынок ритейла, как и вкусы покупателя, претерпел серьёзные изменения. Современные потребители обращают внимание не столько на цену товара, сколько на его качество, для них важна информация на упаковке, удобство торгового прилавка, предлагаемый в магазине сервис.
«Анализируя поведение покупателей в последние годы, мы поняли, что наш посыл «Самые близкие низкие цены», - это только фундамент, который нужен, чтобы предлагать покупателям нечто новое, - говорит Ольга Наумова, генеральный директор торговой сети «Пятёрочка». - Именно на основе мнений наших покупателей мы сформировали концепт новой «Пятёрочки», который начали внедрять в 2013 году. Он предполагает увеличение ассортимента, добавление новинок, расширение зоны фреш, контроль качества и свежести товаров со стороны всего персонала и особенно директора по свежести».
По словам Ольги Наумовой, результаты, показанные обновлёнными магазинами, говорят о том, что ставка на качество и свежесть товаров была совершенно правильной.
Похожие процессы проходят и в «Перекрёстке». Для этой торговой сети руководство разработало новую матрицу товаров, новую концепцию развития и снабжения. По словам Януша Лелля, генерального директора торговой сети, шесть уже переформатированных в Петербурге супермаркетов покупателям пришлись по душе, в 2014 году изменения коснутся ещё пяти. В обновлённых «Перекрёстках» с большой площадью продолжат появляться и «Новые океаны» - специальные отделы с рыбой, морепродуктами и деликатесами, в которых воссоздан колорит легендарных советских магазинов «Океан».
«Петербургская марка качества»
Особое место в развитии сети «Перекрёсток» занимает совместная работа с Петербургским центром контроля качества по независимой экспертизе предлагаемых в супермаркете товаров, начатая после подписания соглашения с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко 18 декабря 2013 года.
«Программа «Петербургская марка качества» очень важна. За качество товаров в «Перекрёстке» теперь отвечает не только поставщик, но и лаборатория, которая делает независимую экспертизу, - рассказал Сергей Бакумов, директор X5 Retail Group по корпоративным сервисам. - В ближайшее время эту программу мы будет развивать и на другие наши сети в регионе, а также на другие регионы».
Что касается роста цен, который так взволновал покупателей в начале 2014 года, то, по словам Стефана Дюшарма, главного исполнительного директора X5 Retail Group, структура рынка такова, что около 50% ассортимента составляют импортные товары, которые с падением курса рубля дорожают, несмотря на стремление ритейлера компенсировать негативные последствия для покупателей.
Впрочем, на эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Подорожание импорта - шанс для местных производителей. «Как только появляются интересные российские поставщики, мы начинаем с ними работать. Но надо понимать, что у нас высокие требованиями по качеству товаров и объёмам поставок», - резюмировал Стефан Дюшарм.