Примерное время чтения: 5 минут
479

Короткая дорога за «длинным рублём». О чем говорит популярность ломбардов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Петербург 26/03/2014
АиФ / АиФ

Опасная тенденция  наметилась в Петербурге - вновь набирают популярность ломбарды. Если люди готовы нести скупщикам последнее, то это может означать только одно - на дворе кризис.

Экономика Петербурга действительно переживает не лучшие времена, и банки, опасаясь невозвратов, не спешат выдавать потребительские кредиты. Зато двери ломбардов, выдающих займы под 100 и 200 процентов годовых, всегда открыты для нуждающихся. В случае невозврата залоговое имущество можно выгодно реализовать. Риски в этом бизнесе сведены к минимуму. Бывает, что банки и ломбарды образуют настоящий симбиоз. Как, к примеру, крупнейшая сеть ломбардов «Санкт-Петербургский городской ломбард», развернувшая в эти дни рекламную кампанию для привлечения клиентов, и старейший частный банк России «Викинг».

Провал в экономике

По данным Петростата, начало года для экономики Петербурга оказалось полностью провальным. Чего стоит только спад промышленного производства, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, на 10,3%. Оборот розничной торговли упал на 5,6%, оптовой - на 25,3%. Строительная отрасль просела на 14,6%. Если добавить к этому стремительный рост цен на бензин и продукты питания, то картина вырисовывается совсем безрадостная. По законам экономики, следующей стадией кризиса будет провал рынка труда. Специалисты по рекрутингу уже отмечают резкий рост количества резюме на сайтах, специализирующихся на поиске вакансий. Это верный предвестник безработицы, рост которой официальная статистика обычно фиксирует с большим опозданием.

Похожая ситуация была в Петербурге в 2008-2009 годах, когда тысячи петербуржцев неожиданно оказались без работы. Кризис тогда спровоцировал массовый отток рабочей силы из Петербурга, а также рост популярности ломбардов, куда петербуржцы за копейки сдавали ценные вещи, чтобы оплатить жильё или процент по кредиту в банке. Рост популярности этих учреждений, зарабатывающих капитал на чужом горе, наблюдается и сегодня - по оценкам экспертов, примерно на 10-15%. И, скорее всего, это только начало. Во время прошлого кризиса ломбарды увеличили оборот своего бизнеса в несколько раз.

Возьмут и последнее

В последнее время стало заметно, как многочисленные ломбарды и организации, выдающие так называемые «микрокредиты», словно почувствовав запах наживы, заметно активизировались в борьбе за новых клиентов. Особенно цинично выглядят многочисленные акции и спецпредложения, которыми ростовщики зазывают отчаявшихся иными способами найти деньги людей. Вот пример того, как рекламирует свои услуги крупнейший ломбард Северной столицы «Санкт-Петербургский городской ломбард», контролируемый банкиром Алексеем Устаевым, который ещё с 90-х годов владеет внушительным пакетом акций «Большого Гостиного двора», гостиницы «Октябрьская» и другой коммерческой недвижимостью.

«ООО «Санкт-Петербургский городской ломбард» объявляет акцию «Постоянный клиент». Нашим любимым посетителям мы предоставляем дополнительные преимущества и бонусы. Ждём вас во всех отделениях нашего ломбарда», - говорится на сайте сети. 

Что это за преимущества - не уточняется, а вот постоянных клиентов ломбарда представить себе несложно. Потерявший работу отец семейства несёт туда телевизор, чтобы купить детям еду. Или алкоголик, ворующий у собственной матери-пенсионерки украшения ради бутылки водки. Не говоря уже о грабителях и наркоманах, «отжимающих» мобильные телефоны в подворотнях. 

Особый менталитет

Положа руку на сердце, отмежеваться от утверждения «деньги не пахнут» может далеко не каждый, кто заработал первый капитал в лихие 90-е. Тогда же начинал свой бизнес и Алексей Устаев, нынешний владелец банка «Викинг». Именно этот банк, зарегистрированный в 1988 году, был первым частным банком в СССР. В это непростое время у предпринимателей были специфические привычки и особый менталитет. Такой, что в погоне за прибылью позволяет не щадить даже собственного брата. Судебная тяжба середины 90-х между основателем банка «Викинг» Владимиром Устаевым и нынешним владельцем банка Алексеем Устаевым - тому показательный пример. Но если братья сталкиваются лбами в погоне за длинным рублём, то что же говорить о простых людях? 

Делать деньги на чужих проблемах - в наши дни вполне себе перспективное занятие. 

В начале 2000-х «Викинг» купил основанное ещё в XIX веке и на тот момент преуспевающее текстильное предприятие «Невская мануфактура» на Октябрьской набережной. Входило ли развитие лёгкой промышленности в планы бизнесменов, теперь сказать трудно, однако после череды сокращений цеха предприятия быстро опустели. На их месте появились склады и офисы. По данным деловых СМИ, уже к концу 2014 года на территории бывшего комбината и соседнего с ним предприятия начнут глобальный (до миллиона квадратных метров) проект жилой и офисной застройки. Включит ли социальная инфраструктура нового жилого массива хотя бы один ломбард с бонусами для «постоянных клиентов», пока неясно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах