Весна ещё не пришла в Северную столицу, а асфальт уже начал разваливаться и сходить с дорог вместе со снегом. Всюду ямы, провалы и глубокие колеи, того и гляди подвеску оставишь на очередной колдобине. Причём дыры появляются там, где ещё недавно перекладывали асфальт. Причин некачественного покрытия много: разгильдяйство и воровство, сверхэкономия и некомпетентность, а ещё - устаревшие СНиПы и
ГОСТы.
Законы физики?
Например, возьмём Витебский проспект. Полномасштабный ремонт этой улицы проводился прошлым летом. Асфальт там полностью сняли и уложили новенький. Но ездить по ровной дороге автомобилистам посчастливилось недолго. Нынешней зимой на полосах стремительно начали появляться колеи. Там, где ещё вчера было гладкое покрытие, сегодня образовались глубокие ямы. И похожая ситуация на большинстве петербургских дорог. Асфальт не выдерживает нагрузки и разрушается. На КАД дорожные службы трудятся практически круглогодично. Латают полосу за полосой, но от колейности это спасает мало. Не успеет дорожная техника уйти с одной стороны дороги, как мгновенно в негодность приходит соседняя полоса.
До недавнего времени глава дирекции КАД Вячеслав Петушенко часто заявлял, что колейность победить нереально.
- Есть академическое исследование о том, каким образом воздействуют металлические шипы на асфальтобетонное покрытие, - считает он. - При скорости легкового автомобиля более 70 км в час асфальтобетон уничтожается очагово. Обычно легковой транспорт движется в левой полосе, где и образуется колея. Мы часто говорим о качестве европейских дорог. Так там существуют ограничения - например, не разрешены шипы, вес которых превышает 1,1 грамма. А наши весят до 4 граммов.
Ответственные за состояние проезжей части чиновники объясняют ежегодную зимне-весеннюю катастрофу ещё и законами физики. Мол, вода в поры и трещины затекает, ночью замерзает, дорожное полотно рвётся - вот вам и ямы, которые растут не по дням, а по часам. И добавляют: всегда такое происходило.
Нормативы устарели
Каждый, кто хоть раз бывал в Европе, замечал, что там дороги совершенно другого качества. Что же получается - у них законы физики не действуют? Специалисты поясняют, что причины образования дефектов на поверхности наших дорог носят комплексный характер. Так, все сходятся во мнении, что нормативы, по которым строятся российские автодороги, устарели. Они не учитывают ни возросшую интенсивность движения, ни увеличившуюся тоннажность грузового автотранспорта, ни страсть россиян к круглогодичной езде на шипованной резине.
Очень часто дорожники экономят на толщине асфальта. Например, в прошлом году укладывали новое покрытие на Ленинском проспекте. По техзаданию необходимо было уложить асфальт в два слоя: 5+6 см. Активисты движения «Красивый Петербург» проинспектировали дорожные работы и выяснили, что в большинстве мест присутствует лишь один слой.
Питерские водители щедро делятся информацией о ямах на известных форумах spb_avto и «РосЯма». И несмотря на заверения чиновников о стахановских темпах ремонта питерских дорог, количество ухабов, по данным автолюбителей, в нашем городе только растёт. Так, если в 2013 году на сайте «РосЯма» было отмечено 1005 петербургских ям, колдобин и ухабов, то сегодня их уже 4595. Многие из них - с ровными краями. То есть возникли после коммунальных работ. К примеру, прорывает где-то трубу, что у нас часто случается, приезжают коммунальщики, устраняют течь и на месте раскопа кладут новый, некачественный асфальт. Через месяц-другой в этом месте начинает проседать почва. Образуется новая яма. Ярчайший пример такой «работы» - набережная реки Фонтанки. Не прошло трёх лет, как по обеим сторонам канала полностью переложили покрытие. Сегодня эти дороги будто после бомбёжки, в ухабах и рытвинах. Будто бы и не было крупномасштабного ремонта.
За состоянием дорог в городе следят сразу несколько ведомств: комитет по благоустройству,
ГАТИ и ГИБДД. Как это часто бывает, когда много ответственных, найти виновных очень сложно. Обычному горожанину часто и не разобраться, куда писать жалобу. О ямах, провалах на дороге и других дефектах можно сообщить в круглосуточную дежурную службу комитета по благоустройству и дорожному хозяйству по телефону - 314-98-90.
Если дорога совсем плохая и пора ремонтировать её целиком, следует писать по адресу kbdh@gov.spb.ru. По поводу колдобин на тротуарах и внутридворовых проездах необходимо жаловаться в своё ТСЖ, муниципальное образование и районную администрацию.
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что на улице Олеко Дундича пожилая женщина получила тяжёлые травмы, упав в провалившийся асфальт. Пенсионерку Розу Абдулловну Газимову доставили в больницу со сложным переломом. Причина - здесь проводились ремонтные работы, но участок не был ограждён, отсутствовали предупреждающие знаки.
Кстати
В 2015 году в Санкт-Петербурге предусмотрен адресный ремонт 109 улиц на общую сумму 3,33 миллиарда рублей. По словам Сергея Харлашкина, главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры, подрядчики будут определены в максимально сжатые сроки, чтобы закончить основной объём работ до 1 сентября. Напомним, в 2014 году комитет не смог вовремя выбрать подрядчиков. В итоге 14 конкурсов общей стоимостью 3,5 миллиарда рублей были признаны несостоявшимися.
Причина - халатность
Красимир Врански, координатор движения «Красивый Петербург»:
- Год назад мы создали карту городских проблемных мест и обнаружили, что все они образовались там, где недавно проводился ремонт дорог. Начали выяснять причину - оказалось, что на более чем 40 объектах асфальт укладывали с серьёзными нарушениями. Так, почти в половине случаев вообще отсутствовал второй слой. Мнение, что асфальт стирается из-за больших шипов, - миф. Истинная причина - некачественно выполненные работы. Если делать всё по правилам, соблюдать технологический цикл ремонта дорог, то проблемы отпадут сами собой.
В соседних странах дорожные компании дают гарантию на работы на 10-15 лет!
Весной наше движение проведёт инспекцию 141 дороги, где был положен асфальт в 2014 году. Боюсь, результаты будут плачевными. А о чём можно говорить, если и заказчик ремонта, и контролирующий орган - одна организация, комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Понятно, что сами себя они не будут казнить. Когда мы выявляли нарушения и посылали данные в прокуратуру, их переправляли в КРТИ. Естественно, те не выявили никаких нарушений. Выход из этой ситуации один - общественный контроль.
Тысячи человек не согласны, чтобы бюджетные миллиарды уходили в песок. Пока же ситуация плачевна: денег на ремонт дорог выделяется всё больше, а их качество с каждым годом всё хуже.
Контроль и наказание
Максим Резник, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга:
- Главная проблема - это непрофессионализм и разгильдяйство. Плюс высочайший коррупционный фактор. Дорожные работы - это один из видов работ, где воровать очень легко. А степень наблюдения за чиновниками, заказчиками и исполнителями крайне низкая. В том числе и потому, что Законодательное собрание не пользуется многими своими полномочиями. Необходим жесточайший надзор за всеми коррупционными схемами. Чего у нас боится нечистый на руку чиновник? Огласки - то есть независимых СМИ. Контроля - то есть независимого парламента. И неотвратимости наказания - то есть независимых судов. Всего этого нет пока ни в России, ни в Санкт-Петербурге. Вот и получается, что сегодня созданы все условия для процветания коррупции. А значит, в ближайшее время хороших и качественных дорог нам ждать не приходится.