Комитет финансов Санкт-Петербурга подготовил проект бюджета на 2017 год. Главный финансовый документ города свёрстан с рекордным дефицитом в 64 млрд рублей, который может ещё увеличиться.
Дорогой чемпионат
Документ будет представлен в правительстве 11 октября, после чего отправится на утверждение в парламент. И, учитывая лояльный состав нового Заксобрания, скорее всего, будет принят в желательном для Смольного виде.
По прогнозам, доходы городской казны в следующем году составят более 471 млрд руб., расходы - 535 млрд руб. Таким образом, дефицит бюджета вырастет почти на 10% и составит рекордные 64 млрд рублей (против 58,6 млрд руб в 2016-м). Однако размер дефицита может ещё увеличиться - дополнительные деньги, скорее всего, понадобятся на реконструкцию Конюшенного ведомства и выкуп Невской ратуши, которые в проекте документа пока не указаны.
Как отметил глава комитета Алексей Корабельников, в 2017 году бюджетные расходы вырастут на 24 млрд рублей. Нагрузку на городскую казну дают майские указы президента, согласно которым бюджетникам необходимо индексировать зарплаты. Например, ассигнования на здравоохранение вырастут с 63 до 70 млрд рублей.
Впрочем, на днях экс-министр финансов Алексей Кудрин предложил отложить исполнение майских указов президента в части роста зарплат бюджетникам - до восстановления экономики.
Немалую часть городского бюджета «откусит» подготовка к чемпионату мира по футболу-2018. Так, на строительство перегона от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская» в 2017 году уйдёт почти 10 млрд рублей, в то время как на Красносельско-Калининскую линию, которую с 1955 года ждут жители Юго-Запада, дадут только 950 млн рублей.
При этом, несмотря на режим экономии, Смольный увеличивает расходы на развозку чиновников - с 747 млн рублей в этом году до 820 млн в следующем. А вот петербуржцам, передвигающимся своим ходом, не повезёт. Проезд на общественном транспорте может подорожать больше чем на два рубля. А на латание дорожных дыр уйдёт в три раза меньше средств, чем просил комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Мундиаль не спасёт
- Ничего удивительного не происходит, - говорит Дмитрий Травин, профессор факультета экономики Европейского университета в Петербурге. - Когда экономика начала входить в кризис, было очевидно, что нас ждут дефицитные бюджеты. Нефть, которая формировала доходы, со 140 долларов за баррель упала до 40, а вместе с ней - и вся российская экономическая система. И никаких предпосылок к улучшению ситуации я не вижу.
- В самой сумме в 64 млрд рублей ничего страшного нет, - считает Юрий Веселов, доктор социологических наук. - У многих стран дефицитные бюджеты. Главное, чтобы правительство понимало, как эффективно распорядиться займами и каким образом потом их будут отдавать. Но катастрофа в том, что у нас этого как раз не понимают. Нет чёткой программы экономического развития города и инвестиционной политики. Бизнес уходит из региона, заводы закрываются или простаивают.
Экономикой города занимаются какие-то невнятные лица, которые уповают на мифические силы: вот вырастет цена на нефть, вот приедут туристы на мундиаль, и деньги польются рекой... Туристы приедут и уедут, а учитывая, что тенденция снижения цены на нефть долгосрочная, нужно полностью менять экономическую политику. И делать ставку на привлечение внешних инвестиций, создание промышленных кластеров и наращивание внутреннего спроса. Пока ничего из этого не происходит.