Популярный на Западе сервис Cash Back стремительно развивается и в России. Сегодня за любую покупку магазины, кафе, авиакомпании обещают вернуть клиенту настоящие деньги. Что такое кэшбэк: очередной лохотрон или реальная возможность сэкономить, - AIF.SPB.RU рассказала
ведущий аналитик «Эксперт Плюс» Мария Сальникова.
Настоящий кэшбэк
Если раньше сетевые магазины, салоны красоты, сервисные центры использовали метод накоплений и бонусов за покупки, то сейчас для переманивания клиентов друг у друга используют кэшбэк. Однако нужно понимать - если вам на карту возвращают настоящие деньги, которые вы можете потратить где и как угодно, то это и есть классический кэшбэк. А если предложение называется «кэшбэк», но средства оседают на внутренней карте компании, то это все та же система бонусов и накоплений в процентах от покупки. Потому что, использовать их можно только в том же магазине.
Например, сеть «Детский мир», «Улыбка радуги», «Лэтуаль», «М.Видео», Nike, DC shoes, «Спортмастер», кондитерские «Буше» дают «кэшбэк», который можно использовать только при последующих покупках у них же. А вот системы бронирования и продажи авиабилетов и авиакомпании зачастую работают по принципу настоящего кэшбэк. В число таких входит ряд компаний с возвратом суммы от 0,5% до 7%.
Как работает система?
Откуда берется этот самый кэшбэк? По факту покупка билетов, товаров, бронь отелей производится через контрагентов (потому и размер возврата варьируется). То есть магазинам, авиакомпаниям выгодно платить сервисам за покупки привлеченных клиентов, а они уже, в свою очередь, большую часть этой комиссии отдают обратно покупателю.
На Западе честно пишут, что, например, магазины платят «контрагенту Икс» комиссию за отправку вам товаров, а «контрагент Икс» делится комиссией с вами как Cash Back. Благодаря чему вы получаете возврат фактических денег на банковскую карту. Это можно назвать более эффективными маркетинговыми затратами для компаний, так как они поощряют не только контрагентов, а делятся маркетинговым бюджетом с фактическим покупателем.
Не всегда выгодно
Сейчас, по примеру Запада, у нас уже актуальны подборки «Топ 5 выгодных карт с системой кэшбэк» в каждом месяце, что демонстрирует высокий уровень заинтересованности населения в подобных услугах. Согласно исследованию ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), кэшбэк - наиболее востребованная «карточная» опция. Предпочтение ему отдали 66% опрошенных россиян.
Однако нужно быть современным и понимать, что не всегда предложения банков с системой кэшбэк будут выгоднее предложений по покупке товаров/услуг напрямую у компании, или через сайты контрагентов. Потому, доверчиво смотреть на рекламные заголовки и не считать свой бюджет – это неграмотное использование благ цивилизации XXI века.
Прежде, чем купить товар у конкретной компании, потому что ваш банк предлагает вам повышенный процент возврата, обратите внимание на несколько моментов. В частности, сравните в интернете фактические цены на товар/услугу, посчитайте итоговую цену с повышенным кэшбэк вашего банка, а затем с обыкновенным процентом кэшбэк, если вы купите у другой компании. И не удивляйтесь, если второй вариант будет более выгодным. К сожалению, в нашей стране систему кэшбэк начали использовать, как и «сезон распродаж» - чисто формально используя название, а, фактически, не снижая маржу дохода корпораций.
Топ-5 правил классического кэшбэка:
- На вашу банковскую карту должны возвращаться реальные деньги, а не бонусы на будущие покупки у конкретных компаний.
- Итоговые затраты на покупку с повышенным процентом кэшбэк у вашего банка по специальным предложениям должны быть фактически ниже средних цен на рынке. Иначе – это просто маркетинг и вы переплачиваете.
- Анализируйте и пытайтесь понять долю собственных затрат на отдельные категории продуктов/услуг – используйте опцию «повышенный кэшбэк» в личных настройках по вашей карте.
- Сравнивайте дополнительные условия по картам, а не просто следуйте названию «кэшбэк». Имеется ли процент на остаток по счету, например, можно ли самостоятельно менять категории кэшбэк, или это за вас решит банк, стоимость обслуживания карты и т.д.
- Занимайтесь лично мониторингом цен перед тратами и считайте итоговую сумму с повышенным кэшбэк и обыкновенным. Это можно сделать через мобильные приложения, или фактически обзвонив точки продажи перед покупкой товара/услуги.