Нестабильная экономическая ситуация, ослабление курса рубля, падение потребительского спроса на автомобили: все эти аналитические термины вылились во вполне конкретную проблему для сотрудников завода Ford во Всеволожске. 1 апреля им сообщили, что треть работников могут уволить. К сожалению, это была не шутка. И хотя профсоюзы говорят о том, что «массовую зачистку» штата пока никто не объявлял, становится очевидно, что экономическая ситуация ощутимо ударила по российскому автопрому.
Постепенное избавление
Как позже выяснилось, цифра эта не окончательная и сокращать всех разом администрация завода не будет. «Пока работодатель официально не объявил о сокращении штата и не запрашивал мнения профсоюза по этому поводу, - сообщил корреспонденту SPB.AIF.RU председатель первичной профсоюзной организации автомобильного завода во Всеволожске Александр Кашицин. – 700 человек – это условное число. Просто в беседе с сотрудниками руководители сказали, что если завод перейдет на односменный режим работы сегодня же, то лишними окажутся 700 человек. Но этот переход произойдет не раньше июня, а до того времени штат будут оптимизировать постепенно».
Профсоюзы против
Первой в плане этой «оптимизации» станет программа добровольного увольнения – она стартует уже на этой неделе. Всем, кто и сам не прочь уйти, работодатель выплатит компенсацию в размере пяти месячных окладов. В Межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация», куда входит профсоюзная ячейка Ford'а, тем не менее, выразили недовольство поведением администрации завода.
«Мы оцениваем действия ЗАО «Форд Мотор Компани» как циничную и нечистоплотную игру, противоречащую принципам социального партнерства. Мы видим в этом исключительно стремление капиталиста переложить последствия кризиса на плечи простых трудящихся. Администрация предприятия не исчерпала всех возможностей минимизировать социальные последствия кризиса, сохранить рабочие места, - заявил председатель «Рабочей ассоциации» и депутат Законодательного собрания Ленобласти Алексей Этманов. - Мы будем бороться за каждое рабочее место на предприятии и за предоставление добровольно увольняющимся сотрудникам компенсационных выплат в размере не менее годового оклада. Сокращение каждого конкретного работника должно быть согласовано с профсоюзом».
Проблемный коллектив
Профсоюз на заводе был создан в 2005 году, и в том же году была объявлена первая одночасовая предупредительная забастовка, после которой последовала четырехдневная итальянская забастовка – так сотрудники добились повышения зарплаты. Еще одна итальянская забастовка длилась с 13 по 17 марта 2006 года – тогда на заводе был заключен коллективный договор. В 2009 году профсоюз безуспешно пытался противостоять в судебном порядке ликвидации третьей смены и введению режима неполного рабочего времени (четырехдневная рабочая неделя).
В сентябре 2013 года Ford Sollers приостанавливал производство во Всеволожске на 20 дней, а с 9 сентября завод перешел с трех рабочих смен на две. За это время были уволены около 400 сотрудников.
Автомобильный упадок
Nissan сообщил о переводе петербургского завода на двухсменный график с трехсменного с 1 апреля. Этот режим сохранится, как минимум, до конца года. Также производство автомобилей в Калуге в этом году сокращает Volkswagen, а «УАЗ» будет работать в сокращенном режиме с февраля по май.