Небольшое предприятие, расположенное в селе Алеховщина Ленобласти, за 2022 год полностью отказалось от импортных компонентов, вдвое нарастило производство продукции и сумело стать лидером российского рынка лабораторной фарфоровой посуды.
Как «Оятской керамике» удалось не просто выжить, но и столь резко вырасти в нынешней сложной социально-экономической ситуации, нашему изданию рассказала директор предприятия Татьяна Смирнова.
Народные традиции и новые технологии
Сергей Хорошавин, SPB.AIF.RU: Татьяна Юрьевна, прежде всего разрешите поздравить вас с победой в номинации «Непищевая промышленность» премии «АиФ-City.Статус». Скажите, для вас это стало неожиданностью?
Татьяна Смирнова: Пожалуй, в определенном смысле это действительно стало приятным сюрпризом. ООО «Оятская керамика» – не очень большое предприятие, поэтому мы не могли организовать за себя какое-то очень массовое голосование. Но я полагаю, что сказалось наше уникальное положение на российском рынке. Сейчас предприятие занимает лидирующие позиции на национальном рынке лабораторной фарфоровой посуды для медицинских, научно-исследовательских, фармацевтических, учебных заведений, а также для предприятий нефтеперерабатывающей, металлургической, химической, пищевой промышленностей. Таким образом, мы работаем с широким кругом крупных предприятий, которые нас знают, доверяют и готовы были поддержать в этом конкурсе.
– А как все-таки получилось, что небольшое предприятие из Ленинградской области сумело стать лидером в своей сфере?
– Наверное, надо для начала немного рассказать про историю предприятия. Мы расположены в Лодейнопольском районе, на берегу реки Оять – собственно, отсюда и название предприятия. Производством керамики на берегах реки Оять в Ленинградской области занимались издавна. Вепсские мастера делали из здешней высококачественной красной глины разнообразную кухонную утварь и игрушки, а первым мануфактуру в Приоятье открыл немецкий промышленник Фок, который привлек местных умельцев и начал производить керамические изделия для нужд всех сословий. Через некоторое время по берегам реки насчитывалось уже более 200 гончарных мастерских. После революции здесь появились государственные предприятия по выпуску керамики, но после перестройки производство практически закрылось. Символом упадка стал пожар в деревне Алеховщина, который уничтожил здание предприятия народных промыслов, на котором выпускалась традиционная глиняная посуда. Возрождение отрасли началось с того, что в 2006 году на месте сгоревшего предприятия открылся новый завод по производству фарфора, который стал называться «Оятская керамика». Одним из учредителей предприятия стал кандидат химических наук Юрий Омельченко. На предприятие приехали специалисты, технолог и главный инженер из Санкт-Петербурга, большинство старых кадров, проживающие в селе Алеховщина были приглашены на работу.
Их многолетний опыт в производстве керамической посуды очень пригодился для освоения новой технологии. В своей работе мы сразу ориентировались на узкую и довольно специфическую нишу – выпуск лабораторной и химической посуды из фарфора. Расчет оказался верным – конкурентов на просторах СНГ практически не оказалось. Сегодня ООО «Оятская керамика» – крупнейший в регионе производитель и поставщик лабораторной посуды. Здесь в строгом соответствии с ГОСТ выпускается более 100 наименований различных изделий, от массовых до штучных, под заказ. Главным конкурентом на рынке был Китай, но после пандемии и возникновения проблем с логистикой азиатская страна фактически ушла с нашего рынка. Основные покупатели «Оятской керамики» на сегодня это российские, казахстанские и белорусские предприятия, которые тоже ориентируются на еще советские ГОСТы.
Настоящее российское производство
– А как проходит процесс изготовления вашей керамики?
– Изделия производятся по ГОСТу 9147-80 методом литья из шликера, изготовленного из природных материалов: глины, каолина, полевого шпата, кварцевого песка, жидкого стекла, соды и пр. И хочу особенно отметить, что все материалы для изготовления керамической массы отечественного производства. Этот уникальный состав массы, разработанный нашим технологом, официально зарегистрирован с получением соответствующих документов. После отливки изделия они обжигаются в электропечах. На выходе получается высокотемпературный и химостойкий фарфор.
– Вы упомянули отечественные материалы. Этот год для России вообще проходит под знаком импортозамещения. Вам удалось справиться с новыми вызовами?
– На 100%. Сейчас можно уверенно сказать, что у нас полностью отечественное производство – все компоненты, все оборудование, инструменты и так далее исключительно российские. Это не только делает нас независимыми от любых внешнеэкономических колебаний, но ко всему прочему влияет и на стоимость продукции – наша керамическая посуда в 10–15 раз дешевле европейских аналогов при сравнимом качестве.
– Насколько успешным оказался уходящий год в экономическом плане?
– Выпуск продукции в сравнении с прошлым годом увеличился на 22%. Если измерять это на вес, то в 2021 году мы выпустили 49 тонн керамических изделий, а в этом году уже 60 тонн. Значительно увеличилась и выручка – практически в полтора раза, на 49%.
Используйте свой шанс!
– Намерены ли вы, с учетом достигнутых результатов, расширять производство?
– Безусловно!!! Сейчас идет активная работа по определению необходимых мероприятий и разработок по реализации и внедрению второго цеха, а также рассматривается вопрос дальнейшей автоматизации производства. К концу года на предприятии трудится около 50 человек, но после запуска нового комплекса штат вырастет почти в 2 раза. Для перехода на следующую ступень необходимо понять, что это не только новые рабочие места, но и дополнительные расходы предприятия, в том числе увеличение налоговых обязательств. А налоги, в свою очередь, могут поспособствовать развитию нашего небогатого района, да еще и в нынешней экономической ситуации.
– Что вы могли бы посоветовать коллегам-предпринимателям, которые не столь оптимистично глядят в будущее?
– Безусловно, не унывать и искать новые пути и способы развития. Тяжелая ситуация в экономике означает, кроме всего прочего, и то, что сейчас будут освобождаться целые ниши. С рынка уходят зарубежные гиганты, а потребность в услугах, которые они предоставляли, сохраняется – отечественные предприятия вполне могут их занимать, и пример ООО «Оятская керамика» это доказывает. Не боимся ставить амбициозные планы, переходим на отечественные материалы, чтобы не зависеть от импорта, много и хорошо работаем – и результат обязательно будет.