Крупнейшие ТРК постепенно пустеют, а стрит-ритейл в новых кварталах наоборот развивается, привлекая новых инвесторов. Уже сформировавшийся в Москве тренд теперь отмечается и в Петербурге, рассказала руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева.
Аналитические данные показывают, что в Петербурге крупные моллы у станций метро и на выездах из города быстро теряют траффик, доля вакантных площадей в них в 2022 году выросла до 40%. Оксана Моисеева отметила, что при этом небольшие районные торговые центры и стрит-ритейл демонстрируют рост посещаемости на 6-7%, вакансия в них не превышает 12%.
«Исходя из этого тренда, можно ожидать дальнейшего притока клиентов, а значит – инвестиций в коммерческую недвижимость в комплексных жилых проектах, где создается качественная городская среда, в районах за пределами центра Петербурга и «ближнем поясе» Ленобласти. Привлекательными для инвесторов будут проекты с хорошей транспортной доступностью, высокой плотностью населения и долей коммерческой недвижимости на уровне около 8% от общей площади проекта», – добавила эксперт.
По словам замдиректора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлии Кузнецовой, в этом году в Петербурге возможен рост числа открытий магазинов ранее представленных только в онлайн-формате, а также новых для рынка брендов.
«В ключевых торговых коридорах активность арендаторов снизится из-за сложностей с логистикой. С другой стороны, ротация уже присутствующих брендов, связанная с переездом в другие локации, этот негативный процесс компенсирует. Да, необходимо брать в расчет снижение платежеспособности населения и, соответственно, трат в категории «общественное питание», однако демократичные форматы заведений наиболее устойчивы в кризисы», – подчеркнула она.
По словам Оксаны Моисеевой, подобный тренд уже давно наблюдается в Москве, и особенно ярко проявляется на примере Новомосковского округа (НАО). Сюда из центра города за последние 1,5 года перенаправили свои вложения более 2 тыс. профильных инвесторов.
Стрит-ритейл в НАО остается стабильным активом. В третьем квартале 2022 года наблюдалось снижение объемов продаж такой недвижимости на фоне экономических неопределенностей, но спрос на аренду увеличился на 60% относительно второго квартала того же года, динамика открытия новых бизнесов в локации оставалась позитивной.
По мнению эксперта ГК «А101», привлекательность объектов стрит-ритейл в НАО для инвесторов обусловлена ростом стоимости актива по мере развития локации. Кроме того, большой объем предложения и сравнительно невысокий порог входа позволяют аккумулировать большое число объектов и на их базе формировать высоколиквидный актив – готовый арендный бизнес, который можно быстро и выгодно продать в случае необходимости.
«В настоящее время наибольшим спросом пользуются лоты площадью 70-90 кв. метров и средним бюджетом покупки порядка 21 млн рублей. Кроме того, в любом состоянии рынка крайне востребованы небольшие лоты площадью от 20 до 30 кв. метров, помещения под супермаркеты и крупные рестораны (более 250 кв. метров). Доходность подобного актива составляет до 12% годовых. При этом само помещение дорожает на 5% в год, начиная со второго года эксплуатации. А если купить его «на котловане», то до ввода дома в эксплуатацию оно будет расти в цене на 12% в год», – подчеркнула Оксана Моисеева.