На те же грабли
- 2014-й принёс нам новые вызовы, на которые Петербург ответил быстро и достойно, - заявил губернатор. По его словам, курс, взятый три года назад, себя полностью оправдал. Однако сегодня - кризис, и чтобы с ним справиться, Смольный подготовил развёрнутую программу. Чиновники собираются поддержать ведущие отрасли и компании. Правда, чтобы получить господдержку, предприятие должно: перечислять в казну в виде налогов не менее 0,1% от доходов, принять на работу 500 человек, установить им зарплату на уровне средней по городу и инвестировать свыше 1 млрд руб. А вот застройщикам, судя по всему, не стоит надеяться на снижение нагрузки по социальной инфраструктуре.
- Трудные времена не повод наступать на те же грабли, что и в прошлом десятилетии, - был категоричен губернатор. - Вновь начать одобрять всё, чего изволит инвестор, и нахватать обязательств по строительству инженерных сетей и дорог ещё на два городских бюджета.
Полтавченко подчеркнул: сегодня давление на государство и экономику такое, что «кроме как на самих себя» надеяться не на кого.
- В прошлый раз Петербургу, как и всей стране, надо было просто продержаться, пока утихнет мировая буря. В этот раз пересидеть не получится. Рассчитывать на помощь извне не приходится. Да и не пристало Петербургу ждать у моря погоды. У него есть хороший шанс через полтора-два года рвануть сильнее всех в России.
Не умеют тратить?
Но за счёт чего? И здесь на первый план выходят туристические бренды. Ничего, что в прошлом году Северную столицу посетило на 12% иностранных гостей меньше, чем в 2013-м.
Мы компенсировали это приездом соотечественников.
- Международная политика работает не на нас, - признал Полтавченко. - Зато на нас работает время. Никто не отнимет у нас Эрмитаж и Русский музей, Петропавловскую крепость и Ростральные колонны - всю ту красоту, которая нас с вами окружает.
Однако чтобы поддерживать и красоту дворцов, и спальные районы, нужны немалые деньги. Их выделяют, но вот парадокс: чиновники часто не успевают тратить миллионы. Доходит до того, что в некоторых комитетах отказываются от федеральных конкурсов, а значит, и от солидных финансов.
- Такой отказ будет расцениваться как саботаж, - заявил Полтавченко.
Горожанам также хотелось бы понять, как обстоят дела со строительством метро на юго-западе Северной столицы. Подземка там обещана давно, но жители продолжают задыхаться в пробках. Увы, придётся подождать ещё. Станцию «Юго-Западная» откроют только в 2020-м, а весь участок Красносельско-Калининской линии запустят в 2022-м.
Не завтра попрощается город и со званием коммунальной столицы. Хотя подвижки есть. Если в 2008-м у нас было 116 тыс. коммуналок, сейчас «всего» 100 тыс. Ликвидировать их власти пытаются разными способами, вот и приняли новую тактику. Теперь решено «сосредоточиться на улучшении жизни очередников». Учитывая, что в среднем в год в городских программах по расселению принимают участие до 17 тыс. семей, отдельных квартир люди дождутся не скоро.