Большинство «безлошадных» петербуржцев пользуются услугами маршруток. И зачастую недовольны тарифом, квалификацией водителей и тем, что «шоферят» у нас в основном гастарбайтеры.
Василий Киселёв, глава Ассоциации перевозчиков Санкт-Петербурга, рассказал, почему проезд на маршрутных такси в Петербурге стоит дороже, чем в Москве, и можно ли нам обойтись без водителей-мигрантов.
Убыточные маршруты
АиФ-Петербург: - Самый актуальный на сегодня вопрос: вырастут ли тарифы на маршрутки с Нового года?
- Если вырастет цена проезда в муниципальном транспорте, возможно, подорожает и проезд пассажиров на коммерческих маршрутах. Как городская администрация решит! Нас ведь особо никто и не спрашивает.
АиФ-Петербург: - Однако в Петербурге и без того рекордная для России цена за проезд на коммерческом автобусе. Как получилось, что у нас тарифы выше, чем в Москве?
- С 2006 года в Петербурге осуществлялась настоящая транспортная революция. За это время перевозчики по требованию властей дважды обновляли подвижной состав. Кроме того, частные компании получили по конкурсам «в нагрузку» свыше 200 социальных автобусных маршрутов, большинство из которых заведомо убыточны. Коммерсантам, чтобы быть рентабельными, приходится «добирать» денежные средства за счёт коммерческих маршрутов. А в той же Москве частники не обременены социальной нагрузкой. И та сумма, которую город выделяет нам как компенсацию, не покрывает и половины затрат!
В развитых европейских городах примерно десятая часть всего годового бюджета тратится на наземный общественный транспорт. А у нас менее 3% бюджета! Государству не мешало бы и регулировать цену на дизельное топливо.
С 2009 года она увеличилась на 85% и, скорее всего, в следующем году вырастет ещё на 15%. Да и автобусы с запчастями к ним дорожают и дорожают. Из всего этого складывается итоговая цена за проезд.
Поверьте, нам рост тарифов так же невыгоден, как и пассажирам, потому что после повышения цены за проезд на несколько месяцев резко падает пассажиропоток, как на социальных, так и на коммерческих маршрутах.
АиФ-Петербург: - Помимо цен пассажиров раздражают водители-мигранты, которые плохо ориентируются в городе, слабо знают русский язык, да и водят зачастую неважно. Неужели невозможно их заменить россиянами?
- Невозможно! Сейчас в Петербурге недокомплект водителей доходит до 25%! Если по какой-то причине уйдут мигранты, кто будет возить пассажиров? Транспорт просто встанет. Проблема нехватки профессиональных кадров уходит ещё в 1990-е, когда водителей категории D почти не готовили. Развалилась система профобразования. И сейчас ситуация не изменилась. Чтобы подготовить специалиста, который будет ежедневно перевозить людей, нужны учебные автобусы, учебные площадки, учебные городские и пригородные маршруты. Всё это накладно. Представьте, только один большой учебный автобус стоит от 4 до 8 миллионов рублей! И то под заказ на заводе-изготовителе. Про большие автобусы типа «гармошка» и говорить не приходится - это вообще водительская категория «E».
Необходимый «накат» на одного обучающегося по обязательной программе составляет не менее 145 часов. Можете представить, в какие суммы выходит обучение? При этом водитель должен учиться на автобусе той же марки, на котором будет работать. А в городе ездят 15 разновидностей автобусов.
Чиновники занимаются популизмом, когда говорят, что надо набирать только русских водителей. Для начала государство должно их подготовить.
АиФ-Петербург: - Председатель Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко недавно сказал, что нашёл на ярмарке вакансий около семисот русских водителей, которых перевозчики почему-то не берут на работу.
- Мы с Дмитрием Семёновичем часто общаемся, и на самом деле, в кулуарах, он признаёт, что ресурс наших местных водительских кадров для пассажирского транспорта практически исчерпан. Даже из регионов водителей-россиян в нужном количестве не набрать. Они и там неплохо зарабатывают для прожиточного минимума своего региона.
Бесполезные валидаторы
АиФ-Петербург: - Кто, по вашему мнению, постоянно обстреливает маршрутки из травматики? Неужели это банальное хулиганство?
- В 80% случаев - да. В остальных - способ решения каких-то спорных вопросов между водителями на дороге. Увы, но за стрельбу по общественному транспорту по-прежнему полагается административный штраф в тысячу рублей. Мы предлагали Госдуме и ЗакСу ужесточить ответственность за подобные выходки, но тщетно. Удивляет и тот факт, что полиция никак не может установить виновников, несмотря на то, что это происходит многие годы!
АиФ-Петербург: - С лета прошлого года в маршрутке можно проехать по карте-«подорожнику». Но водители, которым нужна выручка в виде «живых» денег, отказываются принимать «электронную» оплату. Дошло до того, что бывший председатель Комитета по транспорту Попов обратился к пассажирам: «Если водитель не принимает у вас карту, можете ехать бесплатно».
- Эти его слова, как сказали бы в советское время, попахивают волюнтаризмом. У пассажира есть не только права, но и обязанности, главная из которых - оплата проезда. Дело в том, что валидаторы, которые считывают информацию с карт, часто выходят из строя. Поэтому прошу петербуржцев с пониманием относиться к разным техническим трудностям и оплачивать проезд вне зависимости от наличия или отсутствия подобного устройства в автобусе. Что касается заинтересованности водителя, то транзакция, поступающая по системе «Подорожник», засчитывается предприятием в сдаваемую им выручку.
АиФ-Петербург: - Недавно были задержаны молодые спортсмены из Дагестана, открывшие стрельбу на Думской улице. У них обнаружили «бухгалтерию», из которой следовало, что они «крышевали» маршруточный бизнес на севере города. Цена вопроса - 100 рублей в день с водителя. Неужели опосредованно мы, пассажиры, ещё и рэкетирам платим?
- Поверьте, это далеко не система, а, простите за грубое выражение, - натуральный гоп-стоп. У компаний-перевозчиков есть свои службы безопасности, которые решают подобные вопросы по закону, в том числе и с привлечением компетентных органов. Если водитель платит неким бандитам, то он сам в этом и виноват. О таких фактах нужно сообщать работодателю и в полицию.