30

Пусть люди узнают историю… с экрана

Жюри, в составе которого кинематографисты и литераторы, возглавляет столичный писатель Сергей Есин.

Из года в год в стране снимается все больше художественных фильмов (а не только телесериалов), в основе которых — классика и современная проза. Тенденция усиливается: если в основном конкурсе участвует 9 лент, то в номинации «Дебют» — 23!

Одним из главных событий культурной программы станет киновечер 1 марта, посвященный юбилею Елены Соловей и 40-летию ее дебюта в фильме Рустама Хамдамова «В горах мое сердце». Елена приедет в Гатчину из Америки, Хамдамов — из Франции.

А вот знаменитый писатель Валентин Распутин, которому 15 марта исполняется 70 лет, из-за проблем со здоровьем не смог приехать из Иркутска. Он прислал видеообращение к фестивалю:

— Есть творцы, которые пытаются обойтись без Родины, начинают с голого места, но их произведения получаются несерьезными, поверхностными. Если полюбишь народ, воздастся и тебе. Если найдешь чистоту там, где много грязи, чистота поможет тебе и в работе, и в жизни. Нужно найти этот народный характер, хотя он, может, не совсем выявлен.

В нашем кино не хватает нравственности, духовности. Это понятия, без которых нельзя приниматься за творческую работу. Некоторые считают, что вправе «уронить» зрителя и  читателя, но уронив, вы его не поднимете. Если даже кажется, что вы можете делать фильмы «низких истин», а после — «высоких», ничего не получится. Фильм должен быть как народная песня, тогда на него пойдут.

Настроившись на камертон, заданный Распутиным, участники и гости фестиваля высказали свое мнение о состоянии кино, литературы и — шире — культуры в России.

Михаил Шемякин, художник:

— В Гатчину я привез выставку «Эскизы, куклы, декорации к фильму «Гофманиада». Отсюда еду в Самару, где в театре ставлю оперу моего друга Сергея Слонимского «Король Лир». В России происходит так много хорошего и одновременно — так много безобразного! Но в любом случае ты понимаешь, что что-то происходит. А иногда я бываю в благополучных странах, в которых вообще ничего не происходит — ни хорошего, ни плохого. Это гораздо страшнее.

Валентина Теличкина, актриса, член жюри фестиваля:

— Состояние нашей культуры пока отвратительно, к сожалению. Но есть островки — как фестиваль «Литература и кино». Его зрители верно оценивают фильмы, отличают хорошее от плохого, белое от черного, даже оттенки чувствуют. Такими вот островками российская культура и жива.

Ирина Евтеева, режиссер-аниматор:

— Расширяется ли круг зрителей, которые смотрят мое кино? Мое ощущение — расширяется. В Японии недавно прошел первый Интернет-фестиваль, на который я послала свою картину «Демон». В фестивале участвовало 300 фильмов, члены жюри — из разных стран (из России никого не было), они смотрели картины на своих компьютерах и участвовали в рейтинговом голосовании. «Демон» получил Гран-при. Приз в Токио мне вручала продюсер Акиры Куросавы. Все было замечательно, только я устала беспрерывно улыбаться и кланяться. Сейчас запускаюсь с новыми картинами и тоже по великой литературе — по «маленьким трагедиям» Пушкина. Может, хоть в Интернете люди их увидят.

Лев Аннинский, эссеист:

— Ситуация в культуре меняется к лучшему, потому что приходят новые поколения. Те, которые мы потеряли в 90-е годы, сказав: «Выживайте и зарабатывайте как хотите», стали бандитами. Теперь они остепеняются: нахватали денег, сколько могли, и их дети начинают на эти деньги учиться и становятся не такими, как родители. Заработать и они не против, но понимают, что у преступного мира  — свои законы, а вселенная развивается по другим. Люди начинают читать, смотреть хорошее кино. В России стало малость лучше.

Галина Бокашевская, актриса:

— На фестивале я представляю две картины «Юнкера», которые здесь же, в Гатчине, и снимались, и фильм Аллы Суриковой «Вы не оставите меня». Обе ленты — исторические. Пусть хоть с экрана наша молодежь, которая не очень любит читать, узнает историю государства Российского.

Исаак Шварц, композитор:

— К сожалению, жалеют деньги на музыку для кино, на запись симфонического оркестра. Многое делают на синтезаторах. А если у фильма литературная основа, да еще XIX век, — «электронная» музыка звучит чудовищно. Сейчас я больше работаю не для кино, а создаю симфоническую музыку. Недавно в Германии Владимир Спиваков записал со своим оркестром мощную симфоническую пьесу — она имеет большой успех, но исполняется в основном за границей.

Анвар Либабов, актер:

— Публика потянулась к серьезному кино. Потому что наступает пресыщение «стрелялками». Народ ведь у нас какой? Сначала опивается спиртом «Рояль», потом объедается бананами и сникерсами, потом переживает эпоху прокладок, блокбастеров, а сейчас все будет нормально. Наша страна — это лаборатория, на которой все проверяют: революцию, историческую ломку перехода от социализма в дикий капитализм… Так же и с кино, наверное. Проверили американским, опыты закончились — возвращаемся к своему.

Армен Медведев, продюсер:

— Отечественное кино не умерло, как предрекали как раз лет тринадцать назад, в пору организации этого фестиваля. В те времена считали, что фестивали заменяют рухнувший прокат — наших лент в кинотеатрах не было. Теперь прокат в замене не нуждается, он нуждается в некоей альтернативной прививке. Мы сегодня слишком увлечены кассовыми сборами, все меряем этим параметром. А здесь, в Гатчине, торжествует настоящее кино, без развития которого вообще ничего не будет, даже блокбастеров. Кстати, Ленинградская область — единственная в России, где есть два фестиваля — в Гатчине и Выборге.

Сергей Есин, писатель, председатель жюри:

— Люди сейчас находятся в проблемной ситуации — они перестали обращаться к серьезным книгам, «поглощают» что-то другое. Тем не менее настоящие читатели и зрители в нашем обществе сохраняются — это люди независимого культурного сознания.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах