В ДИРЕКЦИИ по организации дорожного движения подтвердили, что такое намерение имеется. В частности, речь идет об одной из главных транзитных магистралей — Московском проспекте. Планируется, что односторонним станет участок от Обводного канала до Сенной площади (в сторону центра). Измайловский проспект будет работать «на выезд» от Фонтанки до Обводного канала.
Пока пробки на улицах только увеличиваются. По оценке городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, в Петербурге ежедневными пользователями улично-дорожной сети являются более 800 тысяч водителей. Нагрузка на дороги постоянно усиливается за счет роста автопарка. За последний год количество машин увеличилось почти на 160 тысяч, на начало 2007-го зарегистрировано около полутора миллиона транспортных средств.
Специалисты ссылаются на конкретные цифры загруженности дорог. Центр города занимает всего 5% от всей его территории, однако именно здесь сконцентрировано 16,5% магистралей, которые используются для транзитного передвижения. Власти разводят руками: так уж Петербург был задуман и построен, Москве с ее естественной кольцевой структурой в организации дорожного движения проигрываем объективно. Еще пять лет назад отмечалось, что 30% из 70 основных магистралей города исчерпали свою пропускную способность.
Активные сторонники «односторонности» ссылались на американских и британских исследователей, которые обнаружили сокращение времени поездок от 20% до 60%. Представители дирекции осторожны в оценках, более реалистичным представляется ускорение на 20–30%.
Предложения по одностороннему движению зафиксированы в комплексной схеме организации дорожного движения для центральных районов Петербурга. В дирекции заверили, что в настоящее время ведутся согласования «по целесообразности внедрения данного проекта».
Спорить ведомствам, судя по всему, есть о чем. В неофициальном порядке в комитете по транспорту сообщили, что до последнего момента не рассматривалась возможность одностороннего движения по тому же Измайловскому проспекту, речь шла о смещении оси дороги (разное количество полос в одну и другую сторону). В ГИБДД от комментариев воздержались, сославшись на то, что еще не получили предложения от дирекции по организации дорожного движения. Однако несколько лет назад идею одностороннего движения восприняли не слишком благосклонно, указывая: чтобы схема работала, необходимо прежде всего снять все трамвайные пути.
Ясность обещают во второй половине августа. Заметим, что проработка различных вариантов улучшения дорожной ситуации идет уже много лет. Еще в 2003 году автору этих строк в дирекции демонстрировали красивые схемы и графики, показывавшие, что и как надо изменить в городе, чтобы передвижение по нему стало если не максимально быстрым, то, по крайне мере, приемлемым по скорости. Однако годы прошли, а люди, которые вынуждены много ездить по Петербургу, грустно шутят: вот бы купить вертолет.