Увы, портрет, составленный социологами, получился не очень радужным. Наш учитель немолод (ему за 40), не очень здоров (у 80% шалят нервы), работает на износ (34% «тянут» полторы и две ставки).
У 52% педагогов зафиксирован «высокий уровень тревожности». Не случайно в некоторых странах учителей после 10 лет «уроков» не берут в суд присяжных. И хотя у нас в городе находится несколько знаменитых педагогических вузов, студенты не очень рвутся «к доске». «Там нужно иметь железные нервы», «Боюсь, что не справлюсь», — пишут они в анкетах.
Что касается заработной платы, у педагогов высшей категории со званиями она еле дотягивает до 15 тысяч рублей. Но вот парадокс. При всех издержках лишь 10% педагогов согласились бы поменять свою профессию на другую и 80% считают ее самой важной для общества.
Не хлебом единым жив человек. Это показали и международные исследования, проведенные в 430 странах мира. Наши школьники знают математику и естественные науки лучше американских и большинства европейских детей.
Сегодня много говорят о миссии учителя. Кардинально изменились требования и к педагогу, и к ученику. Преподаватель теперь должен быть в большей степени аналитиком, шагать в ногу с техническим и технологическим прогрессом.
— И не надо бояться спорить с классом! Не нужно прятать от них ни достоинства ни недостатки, — говорит знаменитый петербургский учитель Владимир Ильин, выпускники которого сегодня работают на ключевых постах по всему миру. — Детей все равно не обманешь, а фальшь они чувствуют лучше взрослых. Важно не только дать ребенку знания по физике, литературе, но и помочь правильно оценить себя. Чтобы не возносился, играя наполеоновскими комплексами, но и не считался заранее неудачником. Педагогика — это великое узнавание человека человеком.
К таким одержимым своей профессией относится и Дмитрий Гущин, который как раз в эти дни защищает честь Санкт-Петербурга на конкурсе «Учитель года». Дмитрий Дмитриевич преподает математику в гимназии Александра II в Петродворце. Он молод, ему всего 32, но в школе трудится со студенческих лет. Пока новости из Москвы приходят хорошие. Талантливый математик с блеском представил свою профессиональную программу, дал мастер-класс, ярко заявил о себе в дебатах.
Из 68 участников, приехавших со всей России, Дмитрий не только вышел в финал, но и завоевал звание лауреата. Так что в любом случае малый «Хрустальный пеликан» уже «летит» в Питер. А завтра в Кремлевском дворце съездов станет известно, кто же стал абсолютным победителем престижного конкурса.
Напомним: в 1998 году этого звания был удостоен также наш математик, учитель гимназии № 30 Владимир Ильин. Затем наступил «звездный час» историков. Почетный трофей выиграли учитель гимназии № 166 Игорь Карачевцев и Сергей Букинич (интервью с ним читайте на стр. 4). Во многом благодаря таким педагогам наша школа и сегодня на высоте, а среднее образование — одно из самых востребованных.