11

За песню построил дачу

Дмитрий Достоевский, правнук Федора Михайловича Достоевского:

— От произведений прадеда, издаваемых миллионными тиражами, я не получаю ничего. Правда, два года назад фамилия «Достоевский» при помощи литературно-мемориального музея была зарегистрирована как торговый бренд. Небольшой процент полагается и мне. В остальном — ни копейки. Досадно, ведь только в 2005 году вышло шесть полных собраний Ф. М. Достоевского.

В наши дни имя великого писателя используется в названиях гостиниц, лотерей, говорят, что в Москве даже собираются открыть «одноименное» казино.

И проблема не нова. Дети Федора Михайловича умерли нищими. Хотя у Федора, сына писателя и моего деда, был документ на пользование авторскими правами до 1931 года, подписанный самим Достоевским. Однако революция все отменила. Но и на Западе не все по справедливости. Во Франции я как-то встретился с правнуком Жюля Верна. Он точно так же, как и я,по закону не имеет никаких прав на наследство своего знаменитого прадеда и живет довольно скромно.

Семен Альтов, писатель-сатирик:

— В 1980-е годы авторы получали неплохо. Например, мне за спектакль «Мир дому твоему» платили тысячу рублей. Это были большие деньги. Создатели шлягера «Замечательный сосед», который с успехом исполняла Эдита Пьеха, построили за песню дачу. Но сейчас все изменилось. Авторские отчисления — небольшие, и они меня, честно говоря, не волнуют. Беспокоит другое. Мои произведения иногда исполняют в такой манере, что просто оторопь берет. Посмотришь — и настроение испорчено на неделю. Спросили бы: можно или нельзя, ведь я еще живой. Судиться? Жизнь коротка, и я не считаю нужным тратить ее на выяснение отношений. Хотя порой людей просто зашкаливает.

Исаак Шварц, композитор, автор музыки к 120 фильмам, в том числе «Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Дерсу Узала»:

— На автор.ские права у нас всегда смотрели сквозь пальцы. Помню, в Японии мои пластинки вышли миллионным тиражом, я не получил ни копейки. На одном из крупных музыкальных фестивалей мне присудили первую премию — денежного эквивалента так и не дождался. И таких историй в моей жизни немало. Затем ситуация несколько улучшилась. Сегодня я что-то получаю за прокат кинолент, использование мелодий. Но в целом положение не меняется. Особенно бесцеремонно пользуются чужим творчеством в документальном кино. Недавно с удивлением посмотрел картину известного режиссера, где звучала музыка из трех моих фильмов. И все бы ничего, только своей фамилии я в титрах не увидел. По-моему, это грабеж. В Америке подобное исключается. Там 15-секундный ролик, поставленный без разрешения автора, обернется громадным штрафом. У нас РАО старается что-то сделать, но у него не хватает ни рук, ни средств.

Георгий Фиртич, композитор, автор музыки к 70 фильмам, в том числе «Приключения капитана Врунгеля», «Золотой теленок», «Вооружен и очень опасен», «Транзит для дьявола»:

— Композиторы в дикой ситуации. Продается масса пиратских кассет с нашей музыкой — и мы ничего не можем сделать. Я видел свои диски в Нью-Йорке, Франции, Германии, Болгарии, странах СНГ, но ничего от этого не имею. Некоторые коллеги нанимают серьезных адвокатов, судятся, выигрывают приличные деньги, но дело это весьма хлопотное и затратное. Я пока к такому не готов. Кое-что получаю с эфира, проката фильмов, однако суммы эти крайне нестабильны: от 300 рублей до 100 тысяч. К сожалению, РАО нашими проблемами практически не занимается.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах