Группа "Ленинград" и ее лидер Сергей Шнуров по прозвищу Шнур имеют настолько скандальную славу, что отзвуки дошли даже до тех, кто и песен-то не слышал, но знают, что "мат-перемат". Шнур переплюнул героя, который "матом не ругается, он на нем говорит". Сергей "на нем поет". Впрочем, часть продвинутых ценителей считает, что Шнур - продолжатель традиций Баркова и чуть ли не самого Пушкина.
Ответственность художника?
- Очень хорошо, что группу "Ленинград" и меня можно интерпретировать как угодно, - веселится Сергей. - Никакого прямого определения или аналога нет. Многие зациклились - "мат-не мат", можно и с матом написать, ну, никакое стихотворение. Мат - это не цель, а средство. Я придерживаюсь критерия: либо хороший текст, либо плохой, вот и все.
- Публика после концертов выходит уж очень распоясанная.
- Вы об ответственности художника? Это такая глупость! Произведение - не школа жизни, и единственная книжка, которую нужно читать серьезно, - Библия, да и то с оговорками. Ни у одного народа такого пафоса нет: великая литература, поэт в России больше чем поэт.
- А как вы отнесетесь, если ваш сын наберется мата из ваших же песен?
- Рано или поздно наберется, а откуда - не важно. Надеяться, что этого не произойдет, все равно что мечтать, чтобы у ребенка было четыре глаза.
- А вы как рано начали выражаться?
- Да как все, в школе.
- И на заборах писали?
- Ну уж нет! Я слишком люблю город.
- Вы говорите о Библии, учились в Духовной академии...
- Да много где учился, в ЛИСИ на архитектурном, в реставрационном лицее. В академию знакомый поступал, а я за компанию. Но учился не на священника, а на теолога. Закончил три курса и до сих пор числюсь в академке. Еще и много где работал - сторожем, стекольщиком, грузчиком, кузнецом, дизайнером, помощником на съемках видеоклипов, промоушн-директором.
Попса и рок
- Когда снова выступит "Ленинград"?
- У нас сейчас перерыв, потому что мне не нравится вся эта истерия вокруг группы, мы же всегда были скромными, популярности хватало, а сейчас, на мой взгляд, зашкаливает. Без концертов очень хорошо себя чувствую, а то было по пятнадцать в месяц.
- Нет опасения, что вас забудут?
- Ну, создам другую великую группу. Я ведь не музыкант собственно, могу не играть. Я же вам перечислял мои профессии. Музыканты, как и актеры, люди по сути глупые, даже спортсмены умнее, потому что иногда уходят из спорта. А музыканты и артисты хотят работать до пенсии, да еще и умереть на сцене. Я не из них. Когда мне становится понятен принцип "как сделать", сразу неинтересно, поэтому из институтов уходил. Так и с "Ленинградом" - мне понятен принцип и метод, как сделать суперуспешную группу.
- Что сейчас с вашими музыкантами?
- Каждый занимается чем хочет. Александр Попов закончил ЛИСИ, работает проектировщиком. Всеволод Андреев пошел обратно на радио ди-джеем. Перерыв в концертах - ход коммерческий, публика должна соскучиться. Но, может, мы вообще не соберемся. "Битлз" не выступали с 1967 года, только выпускали пластинки. При сегодняшних продажах альбомов "Ленинграда" мы тоже можем себе это позволить.
- Многие музыканты утверждают, что им нужно живое общение с залом.
- Да врут они, деньги им нужны. Я, кстати, нормально отношусь к попсе, она честнее, чем рокеры, которые делают вид, что вникают в смысл бытия.
- Но рокеры поют честно, без фанеры.
- Да пусть с фанерой, какая разница, пусть хоть голую задницу показывают, всем же нравится. А то, что попса захватила телевидение, так никто же не заставляет смотреть. Я вот телевизор не смотрю.
- А новости?
- Узнаю из Интернета.
- Расстраиваетесь, что много в России печального?
- Наоборот, мне кажется, у нас слишком весело. Вот о наркоманах волнуются, а у них все нормально. Я за легализацию наркотиков, это выведет кучу денег из тени. Нужно все разрешить, тогда зла будет не больше, а меньше.
- Не уверена, вот вы хоть и материтесь в песнях, меньше этого зла не становится. Кстати, скажите откровенно, кто спонсирует группу?
- Самое смешное, что группа без денег родилась. Если б мы кому-то были должны, не могли бы прекратить выступать. Я вольный человек, не имею контрактов, директора, атрибутов акульего шоу-бизнеса. И рокером я себя не считаю. Грубо говоря, на группу "Ленинград" можно посмотреть как на перфоманс. Я занимаюсь искусством как Энди Уорхолл.
Песни для кино
- Сейчас песни пишутся?
- Даже довольно успешно. Если б перерыва не было, я бы, наверное, ненавидел музыку еще больше, чем ненавижу сейчас. А вообще не люблю работать, люблю отдыхать и - представляете, такое удачное стечение обстоятельств - могу себе это позволить! В кайф ничего не делать, только авторские получать. Можно сказать, вышел на пенсию в 28 лет.
- Но я знаю, что пишете для кино.
- Режиссеру Дыховичному для фильма "Копейка" по сценарию Сорокина сделал заглавную песню под титры, и еще одну. И маленькую роль сыграл, за несколько минут в кадре успел убить человека ножом. Грим, конечно, не делали. А до этого сыграл одну из главных ролей в картине "Четыре", тоже по Сорокину. Мы с ним сдружились, да и вообще сейчас в Москве друзья и вся работа.
- Да, у нас в Питере не умеют своих использовать. Уж не собираетесь ли переезжать в Москву?
- Не собираюсь, мне Москва не нравится по ритму, атмосфере, ауре.
Аполлон-наследник
- Чего вам в жизни не хватает?
- Одиночества. Для творчества необходимо побыть одному.
- Занимаетесь ли сыном?
- Долгое время был слишком занят. Сыну два года, назвал его Аполлоном в честь поэта Аполлона Григорьева. Но при крещении дали имя Павел, так что оно двойное. Дома называем Аполлоном Сергеичем или наследником престола. Он мало меня видит, но ведь раньше в дворянских семьях главу семьи тоже видели два часа в неделю: "Папа ждет вас в кабинете". А как росли дети рыцарей, которые уходили в крестовые походы?
- Как ваши родители относятся к тому, чем занимаетесь?
- В современном мире ничего же не ценится, кроме успеха. И когда родители увидели, что то, чем занимаюсь - успешно, зауважали.
- Как вы относитесь к критике?
- Бывает неприятно, как любому человеку, которого задели, даже плечом в толпе. Умные люди меня хвалят, глупые ругают.