Сегодня это крупный центр, объединяющий около 200 обществ и землячеств. Как живет эта пестрая и дружная семья? Стал ли Петербург для них общим домом? Об этом рассказывает его директор Алла Дыдымова.
- Наш город создавался как окно в необъятный мир и всегда был открыт всем ветрам. Здесь учились представители большинства народов России и сопредельных стран, формировалась подлинная элита многонациональной страны. На берегах Невы создавалась письменность для десятков народов, отсюда черпали духовные силы их просветители. Город впитывал в себя мировые достижения науки, экономики, искусства, и сам притягивал лучших представителей различных национальностей.
- Годы совместной жизни объединили горожан, переплавив в одном котле элементы разных традиций, менталитетов, языков...
- По международным нормам город или территория считаются многонациональными, если, кроме основной, несколько других национальных групп составляют не менее 5%. Сегодня Петербург - многонациональный мегаполис с пестрым составом населения.
На протяжении всей истории доля нерусской части колебалась от 6 до 18%, а в экстремальных условиях войн и социальных переворотов достигала почти четверти. Сейчас в городе проживает около миллиона представителей других национальностей, это примерно 20% всего населения. В Ленинградской области, по переписи 1989 г., - 10%.
- Тем не менее каждый продолжает «верить в своего бога», а создать центр на Моховой заставила сама жизнь.
- Конечно, национальный вопрос был всегда под контолем. 15 лет назад на Васильевском острове была создана первая в стране общественная организация «Дом национальных культур». Она и стала фундаментом для нашего Дома. Сегодня именно здесь формируется методическая база по реализации масштабной городской программы «Толерантность».
- Раньше это называлось дружбой народов, сегодня - толерантность. Изменилось ли что-нибудь от «перестановки слагаемых»?
- Сегодня мы идем дальше: ищем новые подходы к сложной и деликатной сфере межнациональных отношений. Рада, что у нас частые гости - школьники. Нашими специалистами продуман цикл «Уроки толерантности», который предусматривает знакомство детей и подростков с культурой, обычаями, кухней жителей Петербурга.
Кстати, мы хотим организовать не только занятия по этнографии, но и спортивные турниры. Ведь у народов, населяющих Петербург, немало очень интересных видов спорта - стрельба из лука, борьба на поясах и т. д.
Сто цветов в один букет
- К вам можно прийти прямо с улицы?
- С улицы, может быть, слишком, но мы действительно очень открыты. Многие диаспоры здесь проводят вечера, фестивали, праздники. Мы предоставляем площадки, разнообразные услуги, консультируем. Разумеется, все бесплатно. Вот лишь несколько мероприятий. В ноябре прошлого года состоялась презентация туркменской воскресной школы им. Махтумкули-Фраги. В марте нынешнего отмечали 10-летие создания ансамбля азербайджанского народного танца «Чинар». Выходит свыше 20 газет, открыты национальные школы. Так что диалог идет постоянно.
- Очевидно, эти мероприятия проводятся внутри диаспор и землячеств, потому что на общегородском фоне их практически не видно и не слышно.
- Не соглашусь с вами. Они активно выступают в районах. Если там проходят какие-то праздники, в программе обязательно участвуют наши творческие коллективы: танцоры, певцы, художники. А фестиваль «Возьмемся за руки, друзья»? Он привлекает тысячи людей и проходит на лучших концертных площадках. Ну а то, что национальные объединения не рвутся вперед, не «пиарятся» любыми способами - так они очень тактичны. Не выпячивают себя, просто работают.
- Но люди, которые сегодня приезжают в город, не торопятся перенимать лучшее...
- Наша аудитория - те, кто постоянно живет в Питере. Это российские граждане. У многих здесь корни, могилы предков. Нам, петербуржцам, надо самим быть образцом достойного поведения. Показывать, как себя вести. Возможно, лишний раз улыбнуться, не раздражаться по поводу смуглого соседа. Мы сами порой безобразно относимся к тому, что имеем. Горы мусора на улицах и в парках, разрушенные вандалами скульптуры в Летнем саду, оскверненные могилы - это наших рук дело.
И от приезжих надо брать что-то хорошее. Посмотрите: в автобус, метро заходят пожилые люди, и молодые южане тут же уступают им место. Потому что у них принято почитать и уважать старших. А наши парни сидят, развалившись! Стыдно, ей-богу.
- Многие гости плохо знают русский. Даже прожив на берегах Невы 10 - 15 лет, говорят с акцентом, пишут с ошибками. В общественных местах друг с другом общаются на своем языке.
- Нужно изучать язык страны, куда приехал. А в магазине, транспорте переходить на понятную всем речь. Это предмет воспитания и культуры. А мы вправе спокойно попросить приезжих все-таки говорить по-русски. Однако, повторюсь, мы должны видеть и хорошее. Сколько у нас среди представителей других национальностей замечательных врачей, юристов, инженеров, художников! О них обязательно надо писать и рассказывать.
Свобода - не главное?
- Ну, а как быть с новым поколением? Дети мигрантов откровенно не тянут в наших школах. Из-за этого конфликты, жалобы родителей. Как выйти из непростой ситуации?
- Сейчас и Комитет по образованию, и Академия постдипломного образования готовят специальные программы. Их цель - помочь таким ребятам поскорее освоить учебный курс, сократить отставание. Что касается климата в классе, полагаю, что именно школа и должна моделировать более гуманные отношения, чем те, которые существуют в обществе.
- Милиция говорит, что увеличилось число преступлений, совершаемых мигрантами. Когда одного из нападавших, выходца из мусульманской страны, поймали, он заявил, что виновата… сама жертва. Мол, юбка короткая и декольте слишком глубокое. Почему мигранты упорно не хотят уважать другой уклад жизни?
- У преступников нет национальности. И потом, мы сами нанимаем нелегалов на работу на дачах, в частном секторе. Так проще и выгоднее, чем связываться с финансами, контрактами и налогами. Вам не кажется, что это двойные стандарты? Надо и в приезжих рабочих видеть прежде всего людей и создавать для них нормальные условия, тогда и нарушений станет меньше.
- Во Франции мигранты получили немало свободы. В итоге - погромы, сожженные машины и кафе. Получается, широкие права - не главное?
- Плеткой или пряником сложно чего-то добиться. Считаю, что человека надо не заставлять, а приобщать к другой культуре. Потому что многие даже не осознают, куда едут. Знают, что в большой город, и все. А надо, чтобы поинтересовался историей, да и вообще считал встречу с Петербургом подарком судьбы. Да, у нас тоже происходят конфликты, и мы о них знаем. Но они случаются больше на бытовой почве, без национальной окраски.
- Мы разные, но все - земляки. Более того, некоторые ученые, в частности Тамара Смирнова, считают, что появилась новая национальность - петербуржцы. Откуда произошел этот феномен?
- Человек любой национальности, постоянно живущий в Петербурге, считает себя не только русским или татарином, но и ленинградцем-петербуржцем. Питерским гражданином, причастным к высокой судьбе родного города. В этом разнообразии и общности - судьба Петербурга.