Если учесть, что в городе действует программа «Толерантность», то 200 тысяч экспонатов музея, представляющие памятники разных стран и эпох - от Древнего Египта до новейшего времени, - клад информации, важнейшей для нашего многоконфессионального города.
Сейчас в музее развернуты сразу три выставки: «Буддийский космос», «Искусство медитации и молитвы», недавно открылась еще одна «Жан Кальвин: к 500-летию реформатора церкви». Ее создатель - Наталья Владимировна Ревуненкова, доктор исторических наук, заведующая отделом христианства на Западе.
Европа выстрадала веротерпимость
- Наталья Владимировна, толерантность - в данном случае по отношению к представителям разных религий - одна из основ западного общества. Как Европа пришла к веротерпимости?
- Европа выстрадала толерантность в религиозных войнах, которые в XVI-XVII веках прокатились по всем странам, в Голландии, к примеру, они шли полтора века.
...Главная проблема, которая тогда стояла, - свобода совести, выбора религии, потому что господствовала католическая, обязательная для каждого жителя Западной Европы, все были подданными Римского папы. Эта ситуация в начале XVI века стала абсолютно нетерпимой, в обществе вызревали идеи о том, что важны не обряды и посты, а искренняя внутренняя религиозность, что надо вернуться к раннему христианству с его принципами: возлюби ближнего своего, все люди братья...
Самым ярким борцом против злоупотреблений католической церкви стал священник и ученый-богослов Мартин Лютер, который в октябре 1517 года прибил к дверям католического храма свои «95 тезисов». Ну а Жан Кальвин - лидер второй волны Реформации, который довел ее до завершения и победы: возникла новая христианская церковь - протестантская, причем во множестве вариантов.
- Насколько жестокими были религиозные войны?
- Эти войны можно назвать не только религиозными, но и гражданскими. Христиане подвергали друг друга одинаковым мучениям. Самое страшное событие - Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда католики устроили резню гугенотов, так во Франции называли протестантов. В музее есть уникальные альбомы-книги XVI века, в одном, «Зрелища жестокости еретиков», представленном на выставке, посвященной Кальвину, - в картинках изображается, как гугеноты мучили католиков: расстрел из аркебуз монахов, костры и другие жестокие сцены.
- Как после завершения Реформации складывались отношения между католической и протестантской церквями?
- В ходе религиозных войн и организации новой протестантской церкви переменился и католицизм. Для европейцев была решена главная проблема - свобода выбора религии. На сегодняшний день мы даже не знаем, сколько же протестантских церквей существует: есть десяток самых крупных и еще великое множество сообществ, можно образовывать и новые.
- Но ведь в Ирландии, в Ольстере, протестанты и католики воюют до сих пор. Буквально на днях по телевидению прошел сюжет, в котором показали столкновения католиков с полицией.
- В Ирландии меньше всего речь идет о религии, больше - о внутренних процессах развития страны, социальной иерархии: верхи общества - протестанты, низы - католики.
Покровительство Петра
- Когда протестанты появились в России?
- Еще до Петра Первого они жили в Немецкой слободе в Москве. Как известно, будущий император часто там бывал, дружил со многими протестантами, полюбил немку Анну Монс. В Петербурге одним из последователей Кальвина был петровский адмирал Крюйс, голландец, он построил деревянную церковь на месте нынешнего Эрмитажа, куда ходили все протестанты - голландцы, англичане, немцы. Потом они возвели собственные. Перед революцией в городе насчитывалось 22 протестантские церкви. Одной из самых больших была немецкая реформатская кирха, которую в 30-х годах ХХ века перестроили под ДК Связи. На Английской набережной располагалась англиканская церковь, на Невском - Голландская, сейчас здесь находится библиотека имени Блока. Интересно, что один из покровителей Голландской церкви в XIX веке привез в Петербург автограф Кальвина - его письмо. Сейчас этот документ почти 500-летней давности хранится в рукописном отделе Публичной библиотеки. В настоящее время в Петербурге открыты лютеранские Петрикирхе на Невском, Финская церковь на Большой Конюшенной...
- Повлиял ли протестантизм на православие?
- Еще как! При Петре, как я уже сказала, Петербург был полон немцами, голландцами, именно потому, что они лютеране, протестанты, «свои люди», а католиков император считал шпионами, которые хотят завоевать Россию. Калькой с протестантизма можно считать учреждение Синода, который стал управлять духовной жизнью народа. Когда Февральская революция отменила Синод и вернула Патриаршество, для православных это была большая радость, возвращение к старому.
Баптизм - тоже одна из самых влиятельных протестантских ветвей. В Петербурге и окрестностях есть баптистские церкви, ленинградская была открыта и в блокаду. Не только православные, но и баптисты во время войны собрали немалые средства на постройку самолетов и танков, способствовали тому, что Сталин разрешил религиозные организации.
Объединение христиан - возможно?
- Многие горожане помнят, что в перестройку в город приезжали многочисленные проповедники, которые собирали стадионы, привозили Библию. Это были протестанты, почему они оказались самыми активными?
- Это были американские проповедники. Протестантизм очень популярен в США, там последователей этой религии раньше называли пуританами, теперь - пресвитерианами, для них характерна активная миссионерская деятельность. Кстати, все американские президенты были протестантами, только Кеннеди - католиком. Протестантизм в этой стране тесно связан с капитализмом, там считают, что успешная работа человека, успешный бизнес являются показателем веры.
Сейчас в Америке католиков уже почти столько же, сколько протестантов. Дело в том, что разница в религиях теряет остроту, перед миром стоят другие глобальные проблемы, прежде всего социальные, экологические.
Вопросы терпимости и толерантности обрели особую актуальность после Первой мировой войны. Тогда возникло экуменическое движение, то есть движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских церквей. Инициаторами были протестанты. Развитие движения прервала Вторая мировая война, но в 1948 году в Амстердаме оно было оформлено окончательно. Представители православной церкви поддерживали экуменическое движение, официально наша церковь присоединилась к нему в 1961 году.
...Строго говоря, экуменизм появился еще в эпоху Реформации, уже тогда гуманисты считали, что все христианские религии должны объединиться в одну.