Корвалол - в таблетке
Правда, сухая водка на вкус оказалась довольно противной (впрочем, как и «мокрая»), отдающей воском. Выяснилось, что действительно при ее производстве используются стеариновые свечи и 96-процентный спирт. Так что застолью она вряд ли конкурент.
Зато это подарок для кондитеров, которым регулярно приходится вводить алкоголь в тесто или мороженое, и фармацевтов. Основное здесь - форма. Наш земляк придумал технологию, которая позволяет превратить в порошок продукты самой разной природы - жидкие, твердые, пастообразные. Сегодня в микрокапсулы «загнаны» уже около
300 хорошо знакомых нам марок.
- Есть препараты, с которыми сложно работать, трудно принимать. Например, горькие лекарства. Я превращаю их в гранулы размером с мелкую соль, а в таком виде микстуру использовать гораздо удобнее, - объясняет химик. - Все привыкли, например, что корвалол жидкий и отсчитывают капли, боясь сбиться. А что, если сделать его сыпучим? Теперь можно взять желатиновую капсулу, где ровно 20 капель, и спокойно проглотить.
Голь на выдумки
Идея сухой водки и других экстравагантных сочетаний пришла неожиданно. Сработал принцип «голь на выдумки хитра».
- С перестройкой химическая промышленность в городе упала: закрылись целые институты, сотни специалистов остались без работы, - вспоминает кандидат наук. - Зато появилось много самодеятельных портных, которые шили одежду «под западную». Стали поступать и новые материалы, в том числе - порошкообразный клей. Подкладку вместе с тканью посыпали таким «расплавом» и проглаживали утюгом. Держалось намертво. Наши для этого использовали БФ со всеми его «прелестями». Тогда в лаборатории Технологического института мы и собрали первую распылительную установку.
Сейчас Евгений совершенствует удобрения для почвы, пытается придать вкус конфеты неприятной таблетке. Та же сухая водка активно используется в ветеринарии.
- Животные плохо реагируют на водно-спиртовые растворы из-за запаха алкоголя, раздражения слизистой, - говорит экспериментатор. - Однако аналогичное лекарство, но в виде гранул, подмешанных в пищу, съедают без проблем. К тому же такие упаковки легче хранить и транспортировать.
Кажется, полезные вещи. Квалификацию автора подтверждают и свыше 30 свидетельств и патентов. Однако никакой материальной выгоды ученому они не принесли. Живет он в основном на скромную зарплату преподавателя, нет даже машины. Мы встречались с Евгением Владимировичем на территории опустевшей типографии, где он и его единомышленники арендуют небольшую комнату. Здесь и совершается «прорыв».
- Все, что зарабатываю, вкладываю в развитие, - признается Москалев.
Береста от гепатита
Но надежд энтузиасты не теряют. Занимаются, например, вспениванием графита. Довели этот материал до состояния… пуха. Придумали и специальный бактерицидный фильтр, незаменимый в походных условиях. Заливаешь в небольшой резервуар воду из болота, а получаешь… чистую H2O.
- Активно работаем и с берестой, - увлеченно рассказывает Москалев. - Она обладает колоссальным антисептическим свойством. Не случайно берестяные грамоты пролежали тысячу лет в земле и не сгнили. Стельки из этого материала повсеместно использовались в русской армии для профилактики грибковых заболеваний, исцеления ран. Береста содержит и вещества, хорошо защищающие печень, помогающие подавить гепатит. Ее выбрасывают, уничтожают, а мы превращаем в нужный для восстановления здоровья препарат.
О том, чтобы внедрить свои замыслы в жизнь, кандидат наук и не мечтает. Пытался попасть в программу по нанотехнологиям, но понял, что через бюрократические барьеры не пробиться. Меценатов, которые помогут реализовать задуманное, тоже что-то не находится. «Работаем на будущее. Надеемся, что рано или поздно наши идеи принесут пользу», - не сдается изобретатель.