Боевики?
Первая версия, которая появилась в прессе сразу же после случившегося, - теракт. Как установило следствие, мощность взрыва составила около 200-400 граммов в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство, скорее всего, не было дистанционным. Служебная собака довольно быстро обнаружила место, где предположительно скрывался злоумышленник. Есть мнение, что не дрезина была целью подрывников, а электричка, которая должна была миновать этот участок через час после «хлопка». В таком случае последствия взрыва стали бы куда серьезнее.
Кто мог выступить заказчиком теракта? Кто-то усмотрел в произошедшем «кавказский» след – мол, боевики из Дагестана и Чечни в очередной раз хотят расшатать ситуацию в стране. Следователям сообщили о неких лицах, которые выполняли рядом с местом взрыва какие-то ночные ремонтные работы. Кто они – неизвестно.
Пиарщики?
Еще одна версия – пиар. Как заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, комментируя информацию о теракте, злоумышленники преследовали совершенно другие цели. Об этом, в частности, говорят незначительные последствия взрыва: разрушена лишь небольшая часть основания рельса, само железнодорожное полотно не пострадало.
«Все это подтверждает версию о том, что преступники, готовившие и осуществившие взрыв, скорее всего, преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации», - заявил официальный представитель СКП РФ.
Националисты-язычники?
В блогах тут же появились заявления различных группировок, которые взяли на себя ответственность за взрыв. Среди них оказалась некая группировка «NS-WP Невоград». Ее представители сообщили, что таким образом национал-социалисты отпраздновали языческий праздник «Громница». «Подобные действия будут продолжаться постоянно, мы будем сражаться с оккупационной системой до самой смерти», - говорится в сообщении этой «организации».
Провокация?
Есть и еще одна версия. Оппозиция предположила, что устроить взрыв могла сама власть – чтобы отвлечь внимание от ситуации в стране и растущей протестной активности населения, от воскресных выступлений оппозиции, в частности.
Лидер петербургского «Яблока» Максим Резник провел параллели между взрывом нынешним и взрывами прошлых лет, в частности, с ЧП в «Макдоналдсе» на Невском проспекте. Как напоминает «Фонтанка.ру», ресторан был подорван в день протестных выступлений «яблочников», которые после снятия с выборов в ЗакС перекрыли Невский и стали требовать отставки губернатора. «Тогда это событие стало новостью дня, но ненадолго. Уже вечером был подорван «Макдоналдс». Внимание было отвлечено, а позже объявили, что один из подозреваемых - бывший член партии «Яблоко», что являлось откровенной ложью», - отмечает Резник. Как доказало позже следствие, взрыв в ресторане все-таки носил экстремистский характер.
О приоритетности какой-либо версии говорить пока не приходится - уголовное дело Северо-Западное следственное управление на транспорте СКП возбудило по признакам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ).
Хронология событий
Взрыв на железнодорожном полотне произошёл 2 февраля в 4:21 утра недалеко от платформы Броневая и в 700 метрах от ТЭЦ-15, снабжающей теплом юго-западные районы Петербурга. В ехавшей по путям дрезине находились машинист и двое рабочих-электромонтажников. В результате взрыва дрезина с рельсов не сошла, но машинисту повредило ногу. Рабочие не пострадали. На месте взрыва образовалась воронка диаметром в 1 метр, насыпь не разрушена. Из рельса вырван кусок длиной приблизительно 50 сантиметров.
Из-за ЧП были отменены рейсы пригородных поездов с Балтийского вокзала. Движение поездов восстановили только через 5 часов. Электрички пустили по «встречной» колее главного хода, мимо стоящей дрезины они проезжали со скоростью примерно 5-10 км/час.
Несмотря на незначительный ущерб и отсутствие жертв, взрыв получил широкий резонанс, потому что еще не забыта катастрофа «Невского экспресса», произошедшая при схожих обстоятельствах 27 ноября прошлого года. Тогда жертвами трагедии стали 28 человек, ещё около сотни получили ранения.
Последствия взрыва
Машинист дрезины Константин Махонин находится в удовлетворительном состоянии. Шок, вызванный происшествием, прошел. По уточненным данным, у мужчины перелом малой берцовой кости. Ранее в СМИ появилась информация о том, что пострадавший хочет обратиться в суд с иском против ОЖД, но в компании опровергли эти сведения:
«Никаких исков на ОЖД Махонин подавать не будет, эта информация не соответствует действительности», - заявил представитель ОЖД. По его словам, обращения в суд исключила супруга Махонина в личном разговоре.
Администрация железной дороги обещает выплатить Махонину материальную компенсацию.
Что касается безопасности на железной дороге, то после ЧП ФСБ заявило о скорых изменениях в подходе к этому вопросу. Как заявил заместитель директора ФСБ - руководитель аппарата НАК генерал-полковник Владимир Кулишов, усилить безопасность железных дорог президент РФ поручил Национальному антитеррористическому комитету после подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 года.
«Создана межведомственная рабочая группа из представителей правоохранительных органов, Минтранса и акционерного общества РЖД. Выработанные рабочей группой дополнительные антитеррористические меры будут рассмотрены на ближайшем заседании НАК и будут внедряться в практику», - отметил он (РИА Новости).
Транспортной милиции Северо-Запада усиливаться из-за взрыва не пришлось. Этот режим работы, подразумевающий увеличение количества нарядов и усиление патрулирования охраняемых объектов, так и не был отменен с катастрофы «Невского экспресса».