Жители областного города Сланцы уже давно не удивляются, видя на улицах странных потерянных личностей, спрашивающих у прохожих: «Люди, куда делось метро»?
Прохожие знают, что это питерские алкоголики, попавшиеся в сети риэлторов, потерявшие квартиры в Северной столице и вывезенные за «101-й километр». Некоторые из «падших петербуржцев» оказываются в Сланцах в бессознательном состоянии, но большинство расстаются со своими квартирами по собственной воле. Наши корреспонденты отправились в место, где заканчивают жизнь многие питерские алкаши.
Выгодный обмен
Подобная криминальная схема появилась более 5 лет назад. Она предельно проста. Специальный человек, сотрудник риэлторской фирмы, бродит по питерским злачным местам. Там он разыскивает спившихся горожан, опустившихся безработных. Кто-то из них собирает бутылки по подворотням, другие сидят на остановках, просят милостыню. Втереться к таким людям в доверие несложно, достаточно выставить бутылку водки. За разговором специалист как бы между делом выведывает, есть ли у собутыльника жильё, сколько комнат, кто в нём живет, где квартира располагается… Дальше - дело техники.
Алкаш с квартирой берётся в оборот, ему наливают, покупают продукты, ведут задушевные беседы. В итоге предлагается выгодный обмен квартиры на хорошие апартаменты в области. Одни соглашаются из-за того, что на них висит огромный долг по квартплате, другие «ловятся» на хорошую доплату. В итоге горемыка оказывается в Сланцах.
«Выручай, Колян!»
Под дождём в середине рабочего дня, покачиваясь, бредёт старик. В руках что-то, похожее на авоську. Догоняем:
- Дедушка, вы случайно не из Питера?
- А вы как угадали? - заплывшее лицо старика оживляется. - В Петербурге всю жизнь прожил, правда, в родном городе не был уже 2 года.
Разговорились… Выяснилось, что деда зовут Анатолием, что по известной схеме попался в лапы чёрных риэлторов, и что только по счастливой случайности до сих пор жив.
- Привезли меня сюда некие ребята и начали усиленно спаивать. Каждый день в мою новую квартиру приезжали, привозили водку, еду. Заво-зили собутыльников, чтоб не скучно было. Месяц прошел в угаре. Опомнился только когда в очередной раз они приехали и сказали, чтобы я переселялся в другую квартиру в деревне Выскатка. Понял, что конец мне скоро. Из той деревни ни один питерский переселенец не вернулся. Протрезвел слегка от страха и вспомнил, что живёт у меня в Сланцах однокурсник, я ведь питерский техникум когда-то заканчивал. Как нашёл я его, не спрашивайте, полгорода обегал. Завалился к нему, говорю: «Выручай, Колян, край мне настал!» Хороший мужик он оказался, не бросил в беде, помог. В ту квартиру я больше ни ногой. И пью меньше.
Теперь Анатолий перебивается в Сланцах, о возвращении в Петербург и не помышляет. Друг пристроил работать его сторожем, живёт на старенькой даче товарища. Считает себя счастливчиком, ведь удалось вырваться из лап риэлторов. На прощанье немного обиженно промолвил:
- А что это вы меня дедом обзываете? Я еще попыхчу, мне 48 всего!
Другие направления
Если спросить у местных жителей, где обитают «питерские переселенцы», они назовут два адреса: Выскатка и Сосновка. Выскатка - деревня в 15 километрах от Сланцев. О населённом пункте Сосновка никакой информации нет.
- Да это ж наше местное кладбище, - наконец поясняет нам жительница Надежда Агафонова. - Алкаши ведь очень быстро здесь спиваются. Максимум два-три месяца протягивают. Вот и лежат все в Сосновке.
По словам специалистов, через две недели ежедневного запоя у нормального человека не выдерживает сердце. Алкоголики - люди закалённые, поэтому могут пить месяц. Два месяца без перерыва для любого - смерть. Часто переселенцы умирают от алкогольного отравления, когда зараз выпивают смертельную дозу. Но чаще - от ишемической болезни сердца.
А мы отправляемся в Выскатку. Сланчане отговаривают: «Лучше вам туда не ездить, опасно! Тем более, скоро стемнеет».
Деревня глаз не радует. С десяток одинаковых панельных пятиэтажек, вокруг них - покосившийся частный сектор. На улицах пусто, лишь завывают собаки. Немногочисленные прохожие шарахаются от нас в сторону. Наконец, одна женщина согласилась пообщаться. Она рассказала, что пару лет назад был настоящий бум переселенцев из Петербурга.
- Думаю, квартир семьдесят они занимали, много их тут перемёрло. Почти все спились. Быстро так, мы их и в лицо-то запомнить не успевали. Некоторые вырвались, говорили, что возвращаются в Петербург. А сегодня квартир десять приезжие алкаши занимают. В остальных наши, местные.
Мы побродили по деревеньке. Заглянули в тёмные подъезды. Найти прогуливающихся в ночи спившихся жителей Северной столицы не удалось: они редко выходят на улицу. Ни к чему, круглосуточно работающих магазинов в деревне нет.
Приезжие продолжают появляться в городке постоянно. Затем тихо спиваются и оказываются на кладбище Сосновка. Основной же поток переселенцев - жертв недобросовестных риэлторов - теперь везут в ещё более отдалённые уголки Ленинградской области: в Подпорожье и Приозерск.