Местные жители прекрасно знают, насколько вреден для окружающей природы птичий помёт. По федеральному классификационному каталогу отходов он относится к третьему классу опасности, как нефть, галогены или ядохимикаты. Нарушителем оказалась птицефабрика «Оредеж», которая находится в деревне Батово. После публикации в «АиФ-Петербург» в дело вмешалась природоохранная прокуратура, и птицефабрика на время затихла: отходы возить перестали. Однако сейчас ситуация повторяется.
Мёртвая вода
С жительницей деревни Ляды Светланой Ивановой едем на близлежащие поля. Ошибиться, куда лежит наш путь, невозможно - туда через снежные сугробы ведёт проторенная тракторными колёсами дорога. Мороз -20°С, однако над полями стоит тяжёлый неприятный запах.
- Летом мы от этой вони не знали, куда деваться, - жалуется Светлана Павловна. - Хоть дом продавай и уезжай!
Ещё бы… Все окрестности завалены свежим помётом. Весной было определено: здесь содержание нитратного азота в почве превышает допустимое в 2 раза, аммиачного азота - в 8 раз, фосфора - в 11 раз, калия - в 10 раз. Сейчас привозимый помёт сразу заметает снегом, его почти и не видно. Лишь свежие зловонные кучи возвышаются над полями на 1-2 метра.
Самое страшное, когда снег начнёт таять, все яды попадут в одну из самых чистых рек Ленинградской области Оредеж, которая протекает совсем неподалеку от заражённых полей.
Даже пчёлы улетели
Местные заметили: летом в округе исчезли пчёлы и осы, а в реке почти пропала рыба. По приблизительным подсчётам, за 110 дней прошлого года на поля Гатчинского района было вывезено около 30 тысяч тонн помёта. В этом году - ещё 12-15 тысяч тонн. И, похоже, руководство птицефабрики не собирается останавливаться. Пять гружёных навозом тракторов ежедневно делают по четыре рейса каждый на поля.
А ведь юрист ЗАО «Оредеж» Анна Новицкая прошлой весной обещала «АиФ-Петербург», что «в ближайшие месяц-два для улучшения экологической ситуации в регионе планируем внедрить новый метод - биодеградацию помёта. Подобных ситуаций, как в Лядах, повторяться не будет».
Как пишут в учебниках по птицеводству, благодаря биодеградации птичий помет становится безопасным для окружающей среды и обладает НЕЙТРАЛЬНЫМ запахом. Выходит, нельзя верить своим глазам? Я вдоволь надышался «нейтральным запахом»…
Поля были взяты ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж» в аренду. По планам птицефабрики, здесь должны сеять озимые зерновые. Однако сколько ни наблюдали местные жители за полями, так и не увидели, чтобы там что-нибудь выращивалось. Всё, что сделали за прошедшее лето, - это распахали часть навозных куч.
Мы позвонили в Комитет государственного контроля, природопользования и экологической безопасности
Ленобласти. Там подтвердили, что привлекали птицефабрику «Оредеж» по административному делу. И пообещали, что будут предпринимать новые попытки приостановить вывоз помёта на поля. Пробовали мы связаться и с директором птицефабрики, но секретарь отказалась переключить линию на него.
А люди тем временем потеряли надежду исправить ситуацию. Неужели остановить беспредел не под силу ни контролирующим организациям, ни местным властям, ни депутатам Госдумы?
Комментарий специалиста
Заместитель начальника отдела по природопользованию и экологической безопасности администрации Гатчинского района Татьяна Кудашова:
- Федеральное законодательство полностью отменило понятие муниципального экологического контроля. Мы не можем на местах реагировать на заявления граждан, хотя хорошо знаем, какая ситуация сложилась в деревнях Ляды, Чикино, Батово. Комитет по природопользованию выносил решение о приостановке вывоза помёта. Однако птицефабрике удалось выиграть процесс, доказав, что помёт проходит определённую обработку, и все технологии соблюдены.