Любовь среди тайги
Они познакомились… в тайге. Молодой строитель Александр Нотес сидел на крылечке общежития в городе, у которого и названия-то в 1950 году не было. А юная Клара приехала в глушь из столицы.
- После окончания института можно было выбрать Калининград, Севастополь, - вспоминает Александр Евгеньевич. - Но меня романтика обуревала, тянуло в неразведанные края.
В 1949 году парень оказался в сердце Кузбасса, Сталинске, городе, который сегодня называется Новокузнецк. Там строитель узнал, что в 100 километрах в тайге начинается возведение нового города и требуются специалисты. Александр рванул туда. Через несколько лет город получил название Междуреченск, ведь располагается он в долине между реками Томь и её притоком Уса.
- И вот в этой самой глуши я вдруг увидел невероятно стройные женские ноги, - улыбается Александр Евгеньевич. - Красивая, но строгая, «столичная штучка». Влюбился с первого взгляда!
- Мне страшно было до жути, - смеясь, вспоминает Клара Степановна. - Я закончила Московский государственный экономический институт.
У нас, студентов того времени, не было даже мысли отказываться от распределения. Моя дипломная работа называлась «Обогащение каменноугольной породы». Вот на Кузбасс и поехала.
Зачем ссориться?
В 1951 году пара решила, что нужно официально объединиться. Утром 1 февраля отправились через тайгу за
3 километра в ЗАГС.
- Подходим мы к сельсовету, а председатель куда-то уходить собрался. «Здрассте, мы к вам зарегистрироваться пришли», - говорим. Председатель подумал секунду, развернулся, достал регистрационную книгу и сделал запись. Так за 2 минуты мы стали молодой семьёй. Ни музыки тебе, ни шампанского.
Ютились молодые в маленькой комнатушке в бараке, но на бытовые неудобства не обращали внимания. Потом переехали в Прокопьевск - известный на всю страну центр шахтёрского Кузбасса, где Александр Евгеньевич стал работать в проектном отделе. А Клара Степановна трудилась в плановом отделе, активно занималась общественной работой. Родились сын и дочь. Шли годы, но чувство не угасало, лишь окрепло.
- Нам никто не верит, но мы действительно никогда не ссорились, - в один голос говорят юбиляры. - А зачем? Были общие интересы, общее дело. Но главное - мы всегда уважали друг друга. Поэтому поводов для ссор не было.
Но случались и тяжёлые моменты. В 1983 году Александр Евгеньевич перенес три онкологических операции. Супруга каждую неделю ездила навещать мужа в Кемеровскую больницу за несколько сотен километров. Врачи долго не могли определить причину недуга, но он выкарабкался.
12 лет назад семейная пара перебралась в Ленобласть.
- Мы живём активной жизнью, - с гордостью говорят «молодожёны». - И в пещерах саблинских побывали, и на страусиной ферме. В музеи и театры часто выбираемся.
- Муж всегда говорил: дожить бы до золотой свадьбы, - говорит Клара Степановна. - А вот ведь как сложилось - бриллиантовую свадьбу празднуем!
- Если б не уважали друг друга, не считались с интересами второй половинки, никогда так долго не прожили вместе! Да и вообще бы вряд ли дожили, нам уже обоим за восемьдесят, - вторит Александр Евгеньевич. - Нам никогда друг с другом скучно не было!
- Да, муж и в молодости, и сегодня исключительно заботливый: пальто подаёт и руку в транспорте, стихи читает, цветы дарит, - улыбается Клара Степановна. - Это всегда приятно!