aif.ru counter
Елена Петрова
156

Станции-юбиляры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Петербург 27/04/2011

Сразу четыре станции метро отмечают полувековой юбилей. 29 апреля 1961 года открылась ветка подземки от «Технологического института» до «Парка Победы».
Если первые станции ленинградского метро, открытые в 1955 году, отличались пышностью наземных и подземных вестибюлей, то новые сооружения иллюстрировали «борьбу с архитектурными излишествами» хрущёвской эпохи.
Павильоны «Фрунзенской», «Электросилы» и «Парк Победы» построены по типовому проекту архитекторов А. Гецкина и В. Шуваловой, а вестибюль «Московских ворот» и вовсе оказался встроенным в административное здание.

«Фрунзенская»

Название станция получила по находящемуся неподалёку Фрунзенскому универмагу, в проекте она именовалась «Обводный канал».
Подземный вестибюль украсили барельефом полководца Михаила Фрунзе на коне в окружении красноармейцев, на фоне боевых знамен - из алюминия и красной смальты. Интересно, что первоначально проект архитектора Б. Журавлёва предусматривал барельеф Ленина с лозунгом: «Все силы на выполнение семилетки!»
Пилоны, сквозь которые пассажиры проходят на платформы, облицованы белым мрамором, а путевые стены - скромной кафельной плиткой.
 

«Московские ворота»

Станция названа по площади, которую с 30-х годов XIX века украшают Московские триумфальные ворота архитектора В. Стасова. В небольшом подземном вестибюле можно увидеть копию скульптурного фрагмента ворот:пирамиду из воинских доспехов, копий, мечей, алебард, лавровых и дубовых венков. Пилоны облицованы красно-коричневым мрамором, путевые стены - всё тем же кафелем.

«Электросила»

Наименование станция получила из-за близости к главному корпусу крупнейшего предприятия отечественного электромашиностроения - завода «Электросила». Предприятие ведёт свою историю от созданной в 1853 году на Васильевском острове электротехнической фабрики - отделения берлинского завода «Сименс-Гальске». За Московскую заставу завод переехал в 1911 году и разместился по обеим сторонам Московского проспекта.
Художественное оформление станции посвящено развитию энергетики в Советском Союзе. Торцевую часть подземного зала украшает керамическое панно «Электрификация СССР» художника Г. Шилло. Из кусочков керамики составлена карта СССР и известная фраза Ленина: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны». В центре панно - фигура рабочего, могучей рукой зажигающего огни электростанций. Вестибюль выглядит нарядно благодаря полуовальным формам, оригинальным светильникам, отделке из алюминия и стекла.

«Парк Победы»

 
Наземный павильон станции входит в ансамбль Московского парка Победы, заложенного 7 октября 1945 года.
Эта станция впервые в мире была построена по типу «горизонтального лифта»: двери на платформах открываются автоматически. Для обеспечения контроля дверей, а также свободного пространства между поездом и стеной применяется световая сигнализация. Строительство такого типа привлекало прежде всего экономичностью, снижением затрат на отделку путевых стен. Позже в Ленинграде было построено ещё девять аналогичных станций. Однако их эксплуатация сопряжена с трудностями: машинистам требуется предельная точность при остановке и открытии дверей поезда. Кроме того, длина пассажирской платформы предусматривала движение только шестивагонных составов, а не восьми, как на первой линии.
Станция выглядит скромно: стены вестибюля отделаны закруглёнными полосами рифлёного металла. Над дверьми укреплены карнизы из узорчатого стекла, за которыми скрыты лампы. В торце на декоративной решетке надпись: «Станция «Парк Победы». Вот и всё украшение, но станции-юбиляры - это памятники эпохи, которые и сегодня в строю.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество