Рейтинг 12 самых впечатляющих станций метро из разных городов мира опубликовало издание «The Guardian». В список также вошли «Toledo» в Неаполе, «Olaias» в Лиссабоне и «Fulton Center» в Нью-Йорке. SPB.AIF.RU составил перечень других петербургских станций, которые могли бы посоперничать с «Автово».
Автово
Станция «Автово» была открыта в 1955 году. Именно отсюда в сторону станции «Площадь Восстания» отправился первый поезд ленинградского метрополитена. «Автово» стала первой станцией без эскалаторов, а с советского времени здесь сохранилось табло, указывающее, пойдет ли поезд дальше или отправится в депо. Потолок станции поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, а остальные – мрамором.
Удивительно, но внутри стеклянных колонн благодаря граненому рельефу невозможно рассмотреть бетонный стержень. Станция оформлена в тематике обороны Ленинграда: стены и люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, а в вестибюле расположено мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем.
Бухарестская
Станцию «Бухарестская» строили около 20 лет: работа периодически замораживалась из-за отсутствия финансирования. Колонны и стены станции облицованы белоснежным мрамором, а пол выстелен полированным гранитом.
В вестибюле находится смальтовое панно «Осень в парке». Сначала станцию хотели назвать «Метростроевская», но потом было решено дать станции название улицы, на которой она расположена. Авторы заложили в мозаику «сюрприз» для пассажиров – самые внимательные могут попробовать отыскать среди лиственных орнаментов птичку-синичку. Говорят, она приносит удачу.
Звенигородская
На центральной стене нижнего вестибюля станции находится большое панно «Семеновский полк». Такое оформление станция получила благодаря тому, что много лет назад на этом месте располагался плац Семеновского гвардейского пехотного полка.
Изначально станцию хотели сделать колонной, но во время строительства тоннель немного деформировался, и пространство между колоннами решено было застроить наглухо. Пол «Звенигородской» облицован зеленым гранитом, а стены – мрамором.
Кировский завод
Оформление станции «Кировский завод» посвящено развитию индустрии в стране. Горельефы над колоннами отражают каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию. Потолок подземного зала поддерживают 62 колонны.
Впервые для станции было использовано люверсное освещение: излучение от ламп дневного света рассеивается через решетку из органического стекла. Благодаря этому эффекту кажется, что над головой находится не потолок, а открытое небо. Перроны станции имели асфальтовое покрытие, но несколько лет назад асфальт заменили на гранит.
Международная
Вестибюль станции «Международная» посвящен зарождению цивилизации в мире. Главное украшение станции – смальтовое панно с изображением Атланта, традиционного символа Петербурга. Стены облицованы белым мрамором, пол – серым гранитом, а металлические колонны станции кажутся золотыми.
Свое название станция получила по месту расположения. «Международная» находится в районе, где улицы названы в честь освобожденных во время войны городов. Рядом со станцией пролегают Софийская, Будапештская и Пражская улицы, а неподалеку находится парк Интернационалистов.
Нарвская
Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других.
Первоначально на центральной стене подземного вестибюля находилось огромное мозаичное панно «Сталин на трибуне». В 1961 году его закрыли фальш-стеной. По словам сотрудников метрополитена, панно со Сталиным до сих пор находится на прежнем месте.
Обводный канал
На этой станции петербуржцы совершают путешествие в прошлое: здесь пассажиры переносятся на набережную Обводного канала конца XIX века. Путевые стены станции украшают 300-метровые стеклянные панорамы с видами дореволюционного Обводного канала.
На панорамах изображены церкви, заводы, мосты и первые машинные фабрики. Полы «Обводного канала», облицованы серым гранитом, а на стенах и в переходах размещены видовые панорамы.
Пушкинская
Станция полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – над эскалатором размещен барельеф поэта, а в подземном вестибюле установлен памятник, к которому петербуржцы регулярно приносят цветы.
За памятником находится панно, изображающее Царскосельский парк. Благодаря арочной композиции создается впечатление, что за памятником находится не панно, а настоящий парк. Станция очень изящна по своей архитектуре: в нишах колонн установлены торшеры с хрустальными чашами, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки.
Спасская
Тема оформления вестибюля станции «Спасская» - зодчество Петербурга. Станция украшена мозаичными панно с изображением жизни Сенной площади, а напротив выхода в город находится памятный знак «Зодчеству Петербург», на котором выбиты фамилии известных городских архитекторов.
Правда, сразу же после открытия станции петербуржцы заметили, что фамилии архитекторов написаны с ошибками: «Деламот» вместо Валлен-Деламот, «Детомон» вместо Тома де Томон, а фамилия Огюста Монферрана и вовсе написана с одной буквой «р». Сотрудники метрополитена пообещали исправить ошибки, однако это до сих пор не сделано.
Спортивная
Станция «Спортивная» - единственная в Петербурге двухъярусная станция. Ее оформление посвящено спорту. Вестибюль украшен мозаичными панно на тему Олимпийского движения, среди которых – большая картина с изображением древнегреческих богов.
На центральной стене верхнего яруса расположен текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена. Светильники на станции выполнены в виде факелов. Изначально архитекторы собирались установить на светильниках скульптуры в виде античных фигур, но дирекция метрополитена не одобрила проект.