Примерное время чтения: 8 минут
2085

Бомба рядом с колясками. За гибель 224 человек даже не извинились

Исполнилось ровно девять лет авиакатастрофы над Синаем, в которой погибли 224 человека. 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Из них большинство — 132 пассажира — петербуржцы. Также в самолете находились жители Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, четверо граждан Украины и один — Белоруссии.

И если самой пожилой пассажирке Ираиде Александровне Ивановой было 77 лет, то самой маленькой, Дарине Громовой, исполнилось лишь 10 месяцев. Всего на борту было 27 детей.

Полетели вместе с детьми

Через 23 минуты после взлета связь с авиалайнером прервалась. Аэробус взорвался в воздухе и упал на землю в центральной части Синайского полуострова. Установлено, что перед взлетом из Шарм—эль—Шейха в Санкт—Петербург в хвостовую часть лайнера террористы заложили самодельное взрывное устройство, которое и сдетонировало. Бомба лежала в багажном отсеке рядом с детскими колясками. За прошедшие годы несколько радикальных группировок брали на себя ответственность, но точные виновники злодеяния до сих пор неизвестны.

«Мне, как матери, не верится, что прошло уже девять лет, — тихо говорит Ирина Захарова, руководитель благотворительного фонда „Рейс 9268“. Кажется, что все случилось только вчера. А лучше всего, чтобы это никогда не происходило и мы не возвращались снова и снова в страшные дни».

Ирина Евгеньевна в той трагедии потеряла свою единственную дочь Эльвиру Воскресенскую. В салоне самолёта она занимала место 14F. Девушка работала в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу инспектором отдела надзорной деятельности. Была активной, очень хорошо знала своё дело и руководство уже подготовило документы на повышение. Как раз после возвращения из Египта она должна была получить звание майора. Отдыхать Эля поехала вместе с подругой и её пятилетним сыном. 31 октября в 6:27 по Москве она прислала родителям по сотовому последнее сообщение: «В самолете, 10 минут и взлетаем (((( встречайте ))))». О крушении лайнера Ирина Захарова узнала от своего брата, когда вместе с мужем ехала в аэропорт встречать дочку. Эльвире было всего 28 лет.

Сегодня мы знаем, что большинство пассажиров, которые поднялись на борт А321, летевший в субботу 31 октября 2015 года из Шарм—эль—Шейха в Санкт—Петербург, были молодыми, полными сил людьми. Многие решили отметить на популярном курорте памятные даты. Так, супруги Ольга и Юрий Шеины отпраздновали в Египте десятилетие совместной жизни. На море они полетели вместе с тремя детьми: 11—летней Женей, 10—летней Лерой и 3—летней Настей. На последнем фото, выложенном в соцсети, Юрий Шеин поднимается по трапу самолета. На его руках — дочка Настя. Подпись под снимком «Мы летим домой» сделана за 11 минут до вылета.

Фото: Благотворительный фонд "Рейс 9268"

В катастрофе погибла и молодая семья Громовых из Гатчины. Самой маленькой пассажиркой была именно их дочурка — десятимесячная Дарина. Ее мама перед вылетом опубликовала фото, на котором ребенок стоит около стекла в аэропорту и внимательно наблюдает за самолетами. «Главный пассажир», — с нежностью подписала Татьяна Громова фотографию дочки. Именно этот снимок, опубликованный многими мировыми изданиями, стал символом трагедии А321. Останки малышки были найдены спасателями в 30−35 км от эпицентра крушения.

Алексей Алексеев получил путевку в Египет как награду от руководства за хорошую работу. Рейсом 9268 он возвращался домой к жене и двухлетнему сыну, обещал привезти много подарков с юга. Ему был 31 год. Владимир и Виктория Голенковы отдыхали в Египте с любимой внучкой, 4-летней Дианой. В Санкт-Петербурге их ждала дочь и мама Дианы — Евгения Голенкова, которая потеряла всех близких... Умерли уже 45 человек

Катастрофа произошла в 2015-м, однако только с 13 января 2016 года уголовное дело было переквалифицировано по статье 205 УК РФ — «террористический акт». На обломках самолёта нашли следы взрывчатых веществ. Соответственно, потерпевшими родственники стали тоже в результате террористического акта — это важный факт. С тех пор Следственный комитет России их регулярно информирует заказными письмами, что «работа ведётся» и срок предварительного расследования уголовного дела снова продлён.

Всего тогда потерпевшими по делу были признаны 380 человек. Супруги, дети, родители... Сейчас потерпевших гораздо меньше, 45 человек уже умерли.

Несмотря на то, что прошло девять лет, в деле о крушении А 321 ещё много сложных вопросов. Один из них — выплата компенсаций родственникам жертв. «Шок, но гибель 224 человек и очевидность трагедии власти Египта так и не признали,- с горечью говорит Ирина Захарова.- Также в официальных кругах этой страны не соглашаются, что был совершен теракт, своей вины в случившемся не видят, а значит ничего не выплачивают. Виновные не найдены и никого не наказали. Никто даже не извинился».

После катастрофы на протяжении шести лет в России были запрещены полёты в Егопет. Туристический бизнес там понёс серьёзные убытки, однако постепенно восстановился за счёт отдыхающих из Европы. По словам Ирины Захаровой в 2019-м году на родственников вышли представители местного туроператора, которые предложили выплатить за каждого погибшего по 80 тысяч долларов, чтобы не имели претензий. Не в качестве официального возмещения, а как жест доброй воли. Но вскоре началась пандемия, затем в 2021-м снова открылось авиасообщение и к острой проблеме египетская сторона больше не возвращалась.

Где закон?

Также у родственников есть вопросы к исполнению федерального закона РФ «О противодействии терроризму». Исходя из этого документа, за погибших полагается компенсация, однако она близким пассажиров, летевших тем роковым рейсом, не выплачивалась. Более того, некоторые чиновники открыто говорят, что им уже выплатили два миллиона страховых и миллион — из городского бюджета. А значит, всё полагающееся они уже получили.

За эти годы журналистам нашей газеты не раз приходилось общаться с близкими погибших и они неоднократно повторяли, что «дело не в деньгах. Речь о признании государством ответственности за своих граждан». Поэтому родственники упорно добиваются, чтобы в России был принят закон о помощи пострадавшим в терактах. Пока в нашей стране такого документа нет. Чтобы работа дала результат, родные жертв трагического рейса объединились с другими такими же пострадавшими: представителями фондов «Матери Беслана», «Норд—Ост», «Волгодон». Это касается и погибших во время терактов в петербургском метро, «Крокус Сити» в Москве и других трагедий.

«Наших близких не вернуть, но близкие, дети нуждаются во внимании, — говорит Ирина Захарова. — У многих инфаркты, инсульты, нервные срывы, им нужны лечение, реабилитация. На основании закона получить такую поддержку станет легче». Инициатива уже выдвигалась в парламенте Петербурга, Государственной думе, но не получила одобрения. Тем не менее работа ведётся на уровне уполномоченных по правам человека в России и Санкт-Петербурге.

В самом городе сделано многое чтобы люди получили финансовую, психологическую и моральную помощь. Увековечена и память погибших. Создан мемориал на Серафимовском кладбище, а на Румболовской горе во Всеволожске заложен «Сад памяти». Взрыв унёс жизни 48 жителей Ленинградской области. В память о погибших там высажены 128 клёнов. Также на Юго-Западе Петербурга в микрорайоне «Балтийская жемчужина» продолжается строительство храма святого великомученика Димитрия Солунского. Там уже проходят панихиды и 31 октября вспомнили всех 224 погибших, независимо от вероисповедания. Присутствовали более 50 родственников. Эта рана не зарастёт никогда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах