Трагедии, случившиеся на прошлой неделе в Приморском и Центральном районах, шокировали весь Петербург. Две подруги-девятиклассницы, Карина и Вероника, поочерёдно выбросились с 10-го этажа на Богатырском проспекте. По предварительным данным, причина суицида - несчастная любовь. А шестиклассник Дима Фабричнов выпрыгнул из окна четвёртого этажа прямо во время урока, узнав, что за четверть по русскому языку у него выходит двойка.
Мальчик умер в машине «скорой помощи», а учительница попала в больницу с сердечным приступом. В тетрадке, которую оперативники нашли на парте Димы, остались две записи. В одной школьник просил не винить в своей смерти педагога. Вторая была адресована учительнице, которую он просил исправить оценку хотя бы на тройку. Однако самое страшное то, что эти случаи - далеко не первые в этом месяце.
«Прости…»
Третьего октября десятилетний петербуржец Рафаэль Шкунтик получил двойку по музыке. Придя домой, мальчик оставил бабушке, находящейся в квартире, записку «прости» и выбросился с 9-го этажа.
А 23 октября в парадной одного из домов Приморского района обнаружили тело 17-летней Яны, дочери известного петербургского депутата Олега Нилова. По предварительным данным, девушка прыгнула в лестничный пролёт с площадки 10-го этажа.
Педагоги нескольких городских школ, с которыми нам удалось поговорить, в один голос утверждают - последние годы с петербургскими подростками творится неладное. Дети стали более нервными, раздражительными, остро реагируют на любые ситуации. «Мы просто боимся ставить двойки. В ответ можно получить самую непредсказуемую реакцию. Раньше такого не было», - говорят учителя. Их слова подтверждает и статистика. Именно сейчас в России - бум детских самоубийств.
Куда идём?
Так, специалисты Детского фонда Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ) провели исследование и пришли к выводу, что Россия занимает первое место в мире по уровню самоубийств среди подростков. Последние 5 лет смертность тинейджеров от 15 до 19 лет находится в пределах 108-120 человек на 100 тысяч населения. Это в 3-5 раз выше, чем в европейских странах. Около 45% российских девушек и 27% юношей задумываются о суициде. Почему подростки не хотят жить?
- С психологической точки зрения, подростковый возраст - это уже фактор риска, - комментирует ситуацию заведующий психиатрическим отделением Института мозга человека к. м. н. Юрий Поляков. - У детей ещё нет алгоритма жизни, они эмоционально неустойчивы и склонны к крайностям. Однако эти черты присущи подросткам любой страны мира. Почему же Россия лидирует по числу суицидов среди молодых? Во-первых, у нас в государстве до сих пор идут перестроечные процессы и ещё не совсем понятно - куда мы идём. А это вызывает состояние социальной нестабильности в обществе. У нас даже взрослые сейчас потеряны и не уверены в завтрашнем дне, не говоря уже о детях. Когда дестабилизация накладывается на подростковый максимализм - мы получаем страшные цифры. Во-вторых, в России очень низкий уровень социально-психологической культуры. Люди, боясь клейма «сумасшедший», не обращаются к психологам за помощью, оставаясь с бедой один на один. А в Европе и США к психотерапевтам ходят так же часто, как и к стоматологам. Третья проблема - отсутствие позитивных молодёжных объединений, где подросток будет чем-то занят, почувствует себя нужным. Достойной замены пионерии в новой России пока не нашли. Увы, долгосрочные планы у нас строят только в экономике, во всём остальном мы живём сегодняшним днём. И о том, каким вырастет молодое поколение, не думаем. А надо бы.
- Не стоит забывать и о родителях, - считает Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - То, что происходит сейчас с детьми - в том числе результат невнимания и нелюбви со стороны взрослых. Время сейчас непростое, подростки сложные, и мы - родители, педагоги - обязаны им помочь.
Кстати, по данным тех же экспертов из ЮНИСЕФ, 80% смертей от суицидов можно было бы предотвратить. Если бы детям вовремя протянули руку помощи.