Примерное время чтения: 5 минут
477

Приют «Транзит» принимает ребят со всего мира

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 15/09/2010

Забирают с рынков и чердаков

Таких историй в детском приюте «Транзит» сотни. Это единственное в городе социальное учреждение, которое принимает иногородних ребят. Испуганных, растерянных, часто надломленных, испытавших насилие. Порой годами не видевших чистой постели и нормальной еды.

Сюда они попадают разными путями: чаще всего прямо с улиц, рынков, вокзалов их приводит милиция. Поступают и из больницы им. Цимбалина, где лечат маленьких беспризорников. А некоторые, помыкавшись по подвалам и чердакам, звонят в дверь сами. Почти все находятся, как говорят специалисты, в «состоянии тревожности», за плечами у каждого - конфликты, а иногда трагедия.

- Есть девчонки, которые стоят на дороге, - рассказывает директор приюта Марина Рябко. - Их снимают с трассы и привозят к нам. Одну такую недавно доставили, оказалась из Иванова. Мы с неё макияж дикий смыли, в нормальную одежду переодели - ребёнок…

И дело не в том, что Маша такая испорченная, считает Марина Рябко. Начали разбираться, выяснялось: и бабушка, и мама промышляли одним ремеслом. Девочка ничего другого просто не видела. Отсюда перекосы в нравственных оценках, задержка в развитии. А насилие? Это не «шлёпнули по попе», что в некоторых европейских странах уже является серьёзной причиной разбирательства, а жестокая эксплуатация, вплоть до рабства. Причём это происходит в нашем культурном и цивилизованном городе, факты никто особо не скрывает. Почему равнодушно проходят мимо взрослые, на глазах которых творится беспредел, - отдельный вопрос. Так что в бедах детей на 99% виноваты мы сами.

Крутой маршрут

В «Транзите» - свой подход к делу. Через три дня после поступления новичка собирается консилиум. Медики, психологи, педагоги со всех сторон оценивают перипетии его маленькой жизни, состояние, возможности. С учётом всех обстоятельств и определяется некая программа, маршрут, по которому идёт реабилитация. Ведётся дневник, где отмечается каждый шаг, все «плюсы» и «минусы».

Причём тренинг проходит весь персонал, ведь надо уметь вести себя с такими тиней­джерами.

Как-то подростки постарше объявили подобие протеста против… запрета курения. Но благодаря грамотным действиям всего коллектива ситуацию урегулировали. Опыт у социальных работников большой, ведь приют работает уже десять лет. Правда, всё это время он ютился в тесноте в помещении бывшего детского сада. Скромных площадей катастрофически не хватало для полноценной работы. Сейчас эти трудности позади. Недавно ко дню рождения «Транзит» получил от города роскошный подарок - отреставрированное просторное здание в Адмиралтейском районе.

Здесь созданы все условия, чтобы со всех сторон поддержать детей, заблудившихся на перекрёстках жизни. Предусмотрены медицинская, юридическая и психологическая помощь. Питание - четыре раза в день. Их ждут тёплые спальни, спортивный зал, тренажёры, игровая комната, различные кружки, швейная мастерская. Есть даже театр. Всё сделано очень уютно, нарядно, везде картины, цветы. Заполнена и «домашняя школа». Конечно, нагрузка отличается от привычных нам занятий. В классе по 4-6 человек разного возраста и уровня подготовки, урок - 35 минут (на него приглашает особый звонок), да и домашних заданий не задают.

Трудный путьна родину

Дело в том, что обитатели «Транзита» - жители других городов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а значит, по закону должны быть отправлены на родину. Цель приюта - адаптировать ребёнка к нормальной жизни, подлечить, подкормить, снять психологическое напряжение.

Важно и привести в порядок документы, чтобы права мальчика или девочки не были нарушены.

Иногда подготовка к возвращению происходит довольно быстро, в течение двух-трех недель, а иногда затягивается на месяцы и дольше. Подключаются дипломаты, общественные организации. Сейчас, например, решается судьба 17-летнего гражданина Вьетнама Нгуен Тьена, который не хочет уезжать из России. Закручивается и другая история - восьмилетнего мальчика, гражданина Израиля, не намерена отдавать его петербургская бабушка… Дело дошло уже до МИДа и уполномоченного по правам ребёнка в России.

- Ребёнка сопровождают два специалиста, которые передают его такому же социальному учреждению, как и наше, - уточнила Марина Рябко. - Затем его проблемы решают уже органы опёки, соответствующие службы на местах. Отвечаем и за весь Северо-Запад, поэтому если в Пскове нашёлся украинец, его доставляют к нам, а мы уже переправляем на родину.

Сейчас своей участи ждут брат и сестра Арманд и Диана (они из Закарпатья), Илья из Архангельска, Костя из Рязани. Серёжа из Биробиджана приехал в Петербург к дяде. Тот сначала вроде был рад, а потом отношения не сложились. Маму маленькой Ани из Вологды взяли за наркотики. Хорошо, что на Украине откликнулась родная тётя и согласилась приютить девочку.

- Мы, конечно, стараемся сделать всё, чтобы дети оттаяли душой, - говорит Марина Рябко. - Но некоторые факты заставляют насторожиться: всё ли мы делаем правильно, почему в наше мирное и относительно благополучное время столько беспризорников?

К нам, например, никогда не попадают дети из Татарстана, Чечни. Там своих не бросают. А из некоторых территорий Ленинградской области бегут с пугающей частотой. Один мальчишка побывал у нас только за текущий год уже 22 раза. Неужели местные органы социальной защиты, школа не знают об этой неблагополучной семье?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах