- Светлана АГАПИТОВА: Как это ни прискорбно, детей надо защищать от нас самих - родителей, близких людей. Подсчитано: в обычной семье, где папа и мама работают, на воспитание ребенка от силы уделяется 12-17 минут в день. Что можно сделать за это время?
Маленькие рабы?
- "АиФ": Сегодня в городе довольно широко применяется детский труд. Эксплуатация достигла таких масштабов, что международные эксперты (МОТ) провели исследование «наихудших форм детского труда в Санкт-Петербурге». Причем явные нарушения законодательства, похоже, особо не смущают ни работодателей, ни контролирующие органы.
- С.А.: Недавно получила исследование городских социологов, где сказано, что в Петербурге 10 тыс. подростков заняты непосильным трудом. Взрослые дяди и тети охотно используют их на автозаправках, рынках, разгрузке и охране товара, сборе утиля. Без зазрения совести привлекают в ночное время. Многие вынуждены вкалывать более 8 часов в сутки. Платят им копейки. В ближайшее время плотно займусь этой проблемой. Если потребуется, будем менять правовую базу. Уполномоченный может предлагать поправки в законы даже на федеральном уровне.
- "АиФ": Одни из самых сложных - вопросы, связанные с опекой и жильем.
- С.А.: Предвижу, что таких обращений поступит больше всего. Первое, кстати, прислали прямо во время выборов в Законодательном собрании. Непростая ситуация также когда органы опеки забирают детей из семьи. Здесь вопрос должен решаться конкретно. Либо возвращение домой, при этом мать для исправления получает испытательный срок, либо родителей лишают прав, а ребенка отправляют в социальное учреждение. В этом случае уполномоченный действует вместе с органами защиты, прокуратурой, судебными инстанциями.
Трагедии за закрытой дверью
- "АиФ": Не стихают споры и по поводу международного усыновления. Многие депутаты хотят в очередной раз ужесточить правила для иностранцев.
- С.А.: Когда я впервые столкнулась с этой проблемой, тоже очень эмоционально заявляла: мы не можем отдавать наше будущее за рубеж. Но со временем порыв уступил место здравому смыслу. В одном из детских домов мы снимали французскую пару, которая брала мальчика-инвалида. Он их ждал полгода! Ему пообещали, что возьмут, прошли через все испытания нашей бюрократией и слово свое сдержали. Какое счастье светилось в глазах мальчишки - не передать. Ребенку ведь все равно, куда ехать. Главное, чтобы рядом находились родные люди.
А что касается патриотизма… Когда наладим жизнь, как в благополучных странах, когда за детьми выстроится очередь из наших родителей, а не иностранных, тогда и будем отдавать преимущественно в российские семьи. Так происходит и сейчас, однако больных малышей наши почти не берут. Кстати, в Государственной Думе возможно будет рассматривается проект закона, позволяющий сохранить российское гражданство детям, уезжающим в другие страны. Чтобы они всегда могли вернуться.
- "АиФ": Но заграничные папы и мамы порой жестоко обращаются с приемными детьми: забывают на солнцепеке в машинах, сурово наказывают, даже убивают.
- С.А.: Это единичные примеры. Каждый вызывает общественный резонанс, а поднявшие руку серьезно наказываются. У нас насилие в семье не редкость, но очевидные факты часто замалчиваются. Иногда, узнав об очередной трагедии, пресса поднимает шумиху. Но чаще все происходит по-тихому: молчат соседи, предпочитают ничего не видеть школа, милиция, социальные службы. Думаю, что случаев жестокого обращения с детьми у нас гораздо больше, чем за границей. Если они попадут в поле моей деятельности, буду подробно разбираться.
- "АиФ": Возможно, одна из причин в том, что не существует никакой системы «оповещения»? Видишь, что рядом неблагополучная семья, а куда позвонить - не знаешь. Кто должен вмешаться - участковый, роно?
- С.А.: Надо стучаться и в инспекцию по делам несовершеннолетних, и в органы образования. Говорить с людьми, чтобы не проходили мимо. Ребенок за закрытой дверью постоянно плачет, в квартире крики, шум - поинтересуйтесь, в чем дело.
Делать добро нетрудно
- "АиФ": В Петербурге все выпускники детских домов получают жилье. Но появилась другая проблема: если есть родственники - прописывают к ним. А родня бывает разной...
- С.А.: Да, есть пьющие, конфликтующие, в результате ребенок возвращается в ту неблагополучную среду, откуда вышел. С точки зрения принятых норм это спорные ситуации. И все же: если выпускник очутился в таком непростом положении, нужно всеми законными способами добиться, чтобы он имел крышу над головой. Такую позицию занимает и руководство города.
- "АиФ": «АиФ-Петербург» в преддверии Нового года собрал подарки для воспитанников Никольского детского дома. Праздник прошел радостно и тепло, но после окончания мы столкнулись с негативной реакцией со стороны чиновников. Нам объяснили, что детский дом - закрытое учреждение. Почему у нас так трудно делать добро?
- С.А.: Детские дома ни в коем случае не закрыты для общения, контактов, но во всем должен быть порядок. Если кто-то хочет прийти, передать вещи, игрушки, или устроить праздник, нужно получить разрешение у местного комитета по образованию. Возможно, написать туда письмо, если намерены общаться постоянно. По себе знаю, что на такие просьбы чиновники откликаются без проволочек.
- "АиФ": Вы - известный журналист, преподаватель. А самое главное - мама четверых замечательных детей. Карьеру, семью и рождение детей можно успешно совмещать?
- С.А.: Еще муж, дача и две собаки (смеется). Если серьезно, весь этот «груз» нести несложно, главное - правильно распределить время. Да, спать приходится меньше. Сценарии пишу ночью, когда малышей укладываю спать. Журналистику не бросаю, буду совмещать нынешнюю работу с творческой и научной, закон это позволяет. Общаясь с собственными детьми, занимаясь программой «Детский вопрос», я столкнулась со всем спектром проблем, который попадает в круг уполномоченного по правам ребенка. Везде старалась разобраться сама, понять причины и найти решения. Так буду действовать и на нынешнем посту.