«Наше время похоже на винегрет, в котором всё перемешано: человек может и в церковь ходить, и к бабке за заговорами, - говорит настоятель храма Покрова Богородицы в Невском лесопарке Алексей Юдин. - Совершая действия, люди не понимают их смысл».
Мимо цели
- Отец Алексей, 27 февраля начинается Великий пост. Многие хотят соблюдать его, но при этом с оговорками: к примеру, откажусь только от мяса, без молочного не могу. Правильно ли это?
- Прежде всего, надо задуматься - с какой целью человек решил не есть мяса? Если с той, чтобы действительно принести некую жертву, а не просто влезть к лету в купальник, тогда это правильно.
Есть несколько степеней поста. Для больных, путешествующих существуют послабления. Но с другой стороны, у нас все «болящие». А многие - путешествующие. Но раньше путешествие было в основном пешее. Ели, что придётся. А сейчас какой смысл в послаблении, если на самолёте за несколько часов ты оказываешься на другом конце света? Учащимся есть послабления - нам в семинарии давали рыбу. Беременным и кормящим вообще запрещено поститься, чтобы не нанести вред ребёнку. Дети постятся с семи лет. Даже само слово «пост» имеет два значения. Это и время воздержания, и - место, где стоит караульный, дежурный солдат. Ведь каждому из нас вверена в защиту величайшая ценность - наша собственная жизнь.
- Но именно к жизни мы относимся легкомысленно. Мы «расслаблены», не требовательны к себе, плывём по течению. Как во время поста найти в себе физические и духовные силы?
- И вновь напомню о цели. Если цель - максимальное напряжение всех сил, некий подвиг, продвижение вперёд, то самоограничение - вопрос дисциплины. Ограничение в пище - элементарное упражнение воли. Цель же состоит в изменении своей сущности. Вот мы говорим слово «грех», по-гречески «амартиа», в переводе: промах, непопадание в цель, а значит - нецелесообразное действие, глупость. Чтобы быть разумным, надо учиться ограничивать себя в том, что неразумно. Питание должно быть разумным, молитва должна быть разумной, устремление должно быть разумное и вольное. Это вопрос свободы.
- Но ведь русский человек понимает свободу не как ограничение, а как вседозволенность?
- А вот в православии быть свободным - значит не делать того, к чему принуждает скотская природа. Человек свободен не курить, не пить, не ругаться матом, любить свою жену, детей, быть добрым. Свободен быть образом и подобием Божьим. Быть скотом принуждает всё, что окружает, из чего состоит современная жизнь. Но когда говорят: «Не я такой, жизнь такая», хочется ответить - на самом деле жизнь такая потому, что ты такой.
Кому ты служишь?
- Если в силу обстоятельств человек не может соблюдать пост, какие ограничения могут быть вместо этого?
- В таких случаях священник может посоветовать, например, ограничить себя в курении или не смотреть телевизор. Для многих это сложнее, чем не есть мяса. Как-то ко мне пришла бабушка, сказала, что больна, и попросила: «Можно я буду в пост кушать молоко и яйца?» Отвечаю: «Конечно, только телевизор не смотрите». - «Да что ты, батюшка, я лучше с голоду помру». Человек не мог жить без латиноамериканских сериалов. А что тогда есть этот человек? Из чего он состоит? Из сериалов? А если ты состоишь из сигарет, выпивки, еды, ругани, злобы? Кто кому служит, тот тому и раб. А если я «раб Божий», то не могу служить желудку, похотям, прихотям.
Телевизор - тоже вопрос свободы. В современном мире не надо человека пытать, не надо врагов, чтобы пал город. Достаточно лишить людей телевидения, Интернета и мобильных телефонов, и город сдастся сам.
- Тем не менее всё больше людей ходят в церковь. Только счастливее не становятся...
- Часто слышу: «Хотим креститься, хотим венчаться, потому что так принято». - «У кого принято?» - «У нас, русских, это такая традиция». А что принято лично у тебя? Какие сам поддерживаешь традиции? Наше время похоже на винегрет, в котором всё перемешано: человек может и в церковь ходить, и к бабке - за заговорами. Полное раздвоение личности. Совершая действия, люди не понимают их смысла. Крещение - это присяга, принятие церковного гражданства, добровольное принятие закона. А если люди, которые крестят ребёнка, особенно крёстные, сами не думают его исполнять, они явятся виновниками преступления, которое может совершить их крестник.
Венчание тоже подразумевает принятие добровольных обязательств в системе целей и ценностей, которые мы называем православием. У светских людей огромное количество энергии, сил, здоровья уходит на выяснение отношений.
В православной семье зачастую отношения выяснять не надо. Людям понятны задачи, цели, роли, перспективы. Они вступают в брак, чтобы научиться друг друга любить. Право на ошибки есть, их можно исправить. Глубинной ошибкой является бросить всё. Мол, не сошлись характерами. Это легче всего, а о тяжелейших травмах детям не думают. Так никогда не будешь счастлив. Любовь - это то, что ты заработал. Если трудишься в семье - развиваешься. Не напрягаешься - разлагаешься.
Любовь не терпит непрощения
- Однако люди часто жалуются - мудрых батюшек не хватает. Нередко служители церкви вместо того, чтобы помочь человеку, обнадёжить его, своим авторитарным тоном отворачивают заблудшего от храма.
- «Стучите и отверзется, ищите - и обрящете». Каков поп, таков и приход, но зачастую - каков приход, таков и поп. Батюшки не умеют общаться с прихожанами?
А прихожане умеют общаться с батюшками? Как-то совершаю таинство крещения, а в храм заходит человек и обращается ко мне: «Алё, иди сюда!»
Не хватает хороших священников. А откуда они возьмутся? Из подрастающего поколения. Так потратим лет 30, чтобы воспитать. Чтобы в семьях стали своих детей растить в строгости, традициях. Плохие священники, полицейские, врачи, учителя, правители... Но если все обходят законы, откуда возьмутся честные люди? Иисус - эталон. Если будем следовать этому эталону, то всё изменится. Русь называли Святой не потому, что было много храмов, а потому, что было много святых, то есть хороших, добрых людей.
- Накануне Великого поста, 26 февраля, - Прощёное воскресенье. Почему так трудно заставить себя просить прощения?
- «Царствие Божие нудится», то есть человек должен себя принуждать. Вот спросите, что для меня Царствие небесное? Для меня рай - это место, где тебя простили, где тебя любят просто за то, что ты - это ты. Через Прощёное воскресенье мы приносим рай в свои сердца, мысли, семьи. Мы приносим Бога, ведь Бог - это любовь, а любовь не терпит непрощения. Обиды, злость - это зависимость, хуже наркотической. Человек сам себя извергает из рая. Прощёное воскресенье даёт возможность остановиться, оглянуться на прожитое, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми. Ведь именно близких мы больше всего и обижаем, пусть ненароком, пусть даже простым невниманием. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут своё. Принято просить прощения и у умерших, так что Прощёное воскресенье - напоминание о тех, перед кем уже никогда не сможешь извиниться.