Найти своего Вальдемара
Выдался полностью свободный день. Мы с друзьями решили не навинчивать очередной раз круги по «узким улочкам Риги, слушая поступь гулких столетий», а направили стопы в Латвийский этнографический музей под открытым небом в предместье латвийской столицы.
Ехать туда от центра города не более получаса на авто и чуть дольше на автобусе или трамвае. Нам посчастливился первый вариант. Коллеги из туристического бюро Live Riga на вопрос, как добраться до вожделенного объекта, предоставили микроавтобус, чтобы мы не вымокли под холодным июньским дождем, который то и дело срывался на землю.
Я предполагала увидеть нечто наподобие «русской деревни» в Стрельне или лубочной Мандроги на Свири, ан - нет! Попали мы в сосновый лес, где на огромной территории (87,66 гектара!) собраны 118 аутентичных строений со всех исторических округов Латвии: Курземе, Видземе, Земгале и Латгале – с конца 17 века до второй половины 30-х годов 20 века.
Нам повезло и в том, что показывал все историческое великолепие сам директор музея Мартинш Куплаис. Оказалось, что музей основан на берегу озера Юглас в 1924 году, поэтому от других подобных музеев во всем мире отличается уникальностью своей экспозиции: ее начали собирать еще в те годы, когда многие объекты сохранились и не были уничтожены войнами. Здесь расположены дворы латышских крестьян, ремесленников и рыбаков. Можно увидеть предметы быта, интерьер, орудия крестьянского труда и представить, как жили и чем занимались жившие в Курземе ливские или латгальские русские староверы.
Летом по выходным дням в сельских дворах работают мастера – знатоки древних ремесел, проводятся различные мероприятия и праздники. Мы же приехали в понедельник, поэтому получили практически индивидуальную экскурсию. Я то и дело встречала знакомые с детства вещи, которые видела в деревне у бабушки: берестяные короба и туески, прялки, правила для кос, глиняные плошки, подставку для лучины и прочие мелочи.
Так что прогулка по музею оказалась ностальгической. А воздух там такой, что хотелось пожить хотя бы недельку – насытиться запахом трав и цветов, наслушаться пения птиц и шума сосен. С возрастом больше ценишь простоту деревенского отдыха, пусть и не всегда благоустроенного. Мне тут же предложили остаться и поработать смотрителем в русском дворе, где сейчас нет работника. И костюм дают, и деньги платят, хоть и небольшие. Так что желающие могут попробовать.
Мы обошли все хозяйства, забрались на мельницу, выпили янтарной настойки, омолаживающей и очень «забористой», и отправились в отель Valdemars на одноименной улице.
Время обеда явно напоминало о себе. Только мы собрались искать приличный общепит, как кто-то из группы позвал в ресторан отеля на горячие вафли, которые можно было приготовить самим. После такого полдника идти куда-либо уже не хотелось. Оказалось, что кроме завтрака и ужина, включенных в стоимость проживания, в ресторане можно было круглосуточно бесплатно пить чай-кофе-соки, есть фрукты, а днем еще и полдники вот такие устраивать. Кроме этого - ходить в «спа» с джакузи и сауной и упражняться на тренажерах в спортивном зале. В общем, нужно правильно выбирать своего Вальдемара. Мы посчитали, что при двухместном размещении за 96 евро на двоих - с завтраком, ужином, полдником и прочими бесплатными возможностями еще и в центре Риги, получается очень недорого. Видимо поэтому так много было в отеле соотечественников с малыми детьми.
Пещерное граффити
Далее наш путь пролегал в Сигулду – с ее замками, пещерами, долинами, парками и аттракционами.
Первая остановка - Турайдский замок-крепость, построенный на правом берегу реки Гауя в 1214-м году. В прошлом это одна из резиденций архиепископа Рижского Алберта, за 13 лет до этого основавшего в устье Даугавы будущую столицу Латвии Ригу.
По окончании строительства замок назвали Friedland, что можно перевести с немецкого как Мирная земля. Название замка себя оправдало: пришельцы с запада не встретили здесь сколько-нибудь серьезного сопротивления со стороны местных ливских племен. Но немецкое название крепости не укоренилось на ливской земле, зато до наших дней сохранилось название Турайда, что на языке древних ливов означало Божественный сад.
Замок сохранял свое стратегическое значение как мощный оборонительный узел, однако после в 1776 году почти полностью сгорел и не реставрировался до конца 20-го века.
Романтические средневековые руины привлекали внимание путешественников еще в 19-м веке. Я тоже бывала на этих развалинах в начале 1980-х, когда только началась реконструкция замка. И вот теперь приехала посмотреть уже на восстановленные строения. И это меня впечатлило. Трехметровой толщины стены башни, крутые лестницы, круговой обзор красивой долины с верхней площадки… Приятно все-таки, что находятся силы и средства на сохранение истории.
Рядом с Турайдским замком можно увидеть и средневековое граффити – в пещере Гутманя, самой большой пещере Балтии. Ее высота – 10 м, ширина – 12 м, а глубина – 18.8 м. Пещера образовалась почти 10 000 лет назад, когда ледниковые воды начали вымывать песчаник из скалы. Это скальное углубление является старинным местом культа, охраняемым геологическим объектом. А знаменита пещера древними надписями на стенах, оставленных путешественниками в прошлые века.
Самые древние надписи датируются 1668 и 1677 годами! Такие вот средневековые граффити с изображением гербов «рисовальщиков». Во все времена люди стремятся увековечить свои похождения в стиле «Здесь был я». Удивительно, что все эти художества так хорошо сохранились.
К князьям Кропоткиным
От Турайдского замка можно быстро перебраться через долину реки Гауя на высоте 40-42 м по канатной дороге длиной 1200 м. И направиться к двум другим достопримечательностям – развалинам средневекового Сигулдского замка и резиденции князей Кропоткиных.
Княжеская резиденция строилась в 1878-1881 годы. Так называемый замок представляет собой усадебный комплекс: основное здание дворца, дом княгини Кропоткиной, конюшни, хозяйственные постройки, просторный двор и живописные въездные ворота. Это благородное семейство, ведущее род от Рюриковичей, подарило истории многих заметных личностей, но современникам больше известно благодаря Петру Кропоткину – русскому революционеру и теоретику анархизма, который был к тому же географом, историком и литератором.
После Первой Мировой войны хозяином замка являлось общество Журналистов Латвии. После Второй Мировой в замке располагался санаторий Министерства здравоохранения СССР. А с 2003 года во дворце находится Сигулдская краевая дума. В одной из построек расположилась песочная галерея художника Гайгалниекса Элмарса, который разработал уникальную технику песочного искусства. Секрет своих творений он туристам не раскрывает.
Непосредственно за усадьбой Кропоткиных находятся развалины Старого Сигулдского замка, строительство которого начал магистр ордена Меченосцев – Вэнно, в 1207 году.
Изначально это постройка типа Сastellum - крепость с капеллой. В 1236 году после разгрома ордена Меченосцев замком овладел Ливонский орден. В результате перестройки замок приобрел форму «Конвента». После изобретения и развития огнестрельного оружия крепость постепенно потеряла своё значение оборонного форпоста. Замок разрушен во время Северной войны. Он не восстанавливался. До наших дней сохранился юго-западный корпус с готическими окнами и главная надвратная башня. Во дворе замка проводятся концерты, оправдывая свое изначальное назначение – капеллы. Глядя на то, как латыши стараются сохранить свои исторические реликвии, гордятся ими, сожалеешь, что в огромной России все время не хватает средств на восстановление многочисленных церквей и храмов, разрушенных в очень недалеком прошлом.
Экстрим по-латвийски
Тем, кого не интересуют исторические развалины, предлагали экстремальные развлечения: банджи-джампинг (прыжок на тарзанке из вагончика канатной дороги), спуск по полуторакилометровой санно-бобслейной трассе с 16-ю виражами, пройти полосу препятствий, пострелять из лука, испытать нервы на катапульте или подняться в воздух в Аэродиуме (вертикальной ветряной трубе).
Мы выбрали ПОЛЕТ. Именно так – большими буквами, потому что ни с чем нельзя сравнить восторг парения в воздухе без каких-либо приспособлений, не считая мощную струю воздуха.
Аттракцион Аэродиум известен далеко за пределами Латвии. Его организатор – воздушный акробат и шоумен Евгений Колосов путешествовал по миру и увидел полеты в вертикальной аэродинамической трубе в Канаде. Он и привез «трубу» в Сигулду. Здесь после короткого инструктажа любой желающий может почувствовать себя птицей. Женя, как он представился, выступал с этим аттракционом на церемонии закрытия Олимпийских игр в Турине.
Вместе с напарником-инструктором Ериксом они облачили нашу четверку в специальные комбинезоны и шлемы, и провели сначала тренировочный подъем в воздух, а потом дали возможность полетать. Лично я кричала: «Ура!», заглушаемое мощным ревом мотора. У нас-то, чтобы не оглохнуть, в ушах были беруши. Раньше я летала только во сне, а теперь испытала восторг полета наяву!
В итоге хочется цитировать песенные строки: «Летать! Надо летать детям орлиного племени…». Вот если бы такую трубу установили в окрестностях Питера, я бы летала регулярно!
После таких острых ощущений мы отобедали олениной в Турайдском господском амбаре, как переводится название ресторана Kungu Rija, и отправились в Юрмалу, расслабляться в СПА в Балтик-отеле, где всегда останавливается Алла Пугачева во время проведения песенного конкурса.
Приятно ненадолго представить себя в роли звезды и побродить по берегу Рижского залива, оживляя воспоминания многолетней давности. К ним прибавились и свежие впечатления, обогащенные диапазоном возможностей для отдыха в современной Латвии – начиная с праздника летнего солнцестояния Лиго и завершая незабываемым полетом наяву.