716

Першпектива. 300 лет назад началось строительство главного проспекта города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Петербург 19/09/2012
Фото: Георгия ПОЛЯКОВА

 

Откуда «излом»?

Новгородский тракт был важен потому, что он, единственный, связывал новый город с остальной Россией. От Адмиралтейства, где уже строили корабли и росла слобода, к тракту также стали прокладывать путь. Просеки прорубали независимо друг от друга, вот и получился «излом» в районе современной площади Восстания. Никто не думал, что создаётся главная улица столицы, ведь Пётр предполагал разместить центр Петербурга на Ва-

сильевском острове.

Кстати, современное название - Невский - появилось только в 1780-х годах. Поначалу говорили просто: «Дорога к Невскому монастырю», или - «першпективная». Позже: «Большая першпективная», «Невская першпектива», «Большой Невский проспект». Устоялось самое краткое. При этом проспект к Неве не выходит, так что название дала не река, а Александро-Невская лавра.

В 1918 году появилось название «Проспект 25 октября». Стоит ли говорить, что в разговорной речи оно не прижилось. В блокадном Ленинграде, в январе 1944 года, проспект снова стал называться Невским.

Уже в начале 1720-х годов дорогу замостили камнем, по двум сторонам высадили четыре ряда берёз, которые регулярно подстригали. Невский содержался в чистоте благодаря тогдашним «гастарбайтерам» - пленным шведам. Каждую субботу они тщательно его подметали. Иностранный путешественник писал о Невском: «Чудесный вид, какого я нигде не встречал!». С 1723 года первым в России проспект получил освещение. Это были масляные фонари, под которыми установили скамьи для отдыха. Проезд по перспективе был платным. Причём брали не только деньгами, но и булыжными камнями и строительными материалами. Даже служителей Лавры заставляли раскошелиться.

В XVIII веке граница Петербурга располагалась у деревянного подъёмного Зелёного моста через Мойку. Здесь стоял Мытный двор, собирающий подати, деревянный Гостиный двор. С 1726 года границу перенесли на Фонтанку. Тут тоже был деревянный мост, предшественник современного Аничкова. Кстати, каменный Аничков мост построили всего за полгода! Такие рекорды сегодня и не снятся. А вот торцевая мостовая, уложенная в 1830-е годы, продержалась сто лет. В 1930-х её заменили асфальтом, по которому прошли первые в Ленинграде троллейбусы. Ходил по Невскому и трамвай - с 1907-го по 1952 годы. В наше время транспортную проблему пытались решить в 2008 году, сделав выделенную линию для общественного транспорта. Судите сами, насколько она оказалась эффективной.

От дворца до небоскрёба

С петровских времён начало перспективы, которую открывал Зимний дворец, застраивали дворцами знати.

В неизменном виде до нас дошёл только один Строгановский дворец на углу Мойки.

Интересно, что с 1766 года на Невском разрешалось возводить только каменные дома. Причиной послужил случившийся за несколько лет до этого пожар, уничтоживший всю деревянную застройку теневой, нечётной стороны.

Облик проспекта сложился к началу XIX века. Дома стояли «в красную линию», многие были в классическом стиле без излишеств. Украшением Невского стали грандиозный Казанский собор, Александринский театр, Публичная библиотека, башня Думы. В 1851 году прямо в центр города вышла Николаевская железная дорога, был построен вокзал и возникла Знаменская площадь.

Все новые здания вписывались в привычный облик столицы. Но когда в начале ХХ века были построены в стиле модерн Елисеевский магазин и дом американской компании «Зингер», разразился скандал. Причём американцы хотели возвести небоскрёб как в Нью-Йорке, но в Петербурге строить выше Зимнего дворца, то есть выше 23,5 метра, - не разрешалось. Страсти кипели. Архитектор Сюзор вышел из положения, увенчав здание башенкой, зрительно увеличивающей высоту. За сто лет «модерн» стал органичен для Невского, считается даже, что без «Елисеева» и «Зингера» проспект был бы скучнее.

Не даёт «соскучиться» XXI век. За всю войну на Невском были разрушены только два дома, а за последние годы - семь.

«Пахнет гуляньем»

О нравах «всеобщей коммуникации Петербурга» ярче всего написал Гоголь в повести «Невский проспект». По наблюдениям Гоголя, утром на Невском увидишь разве что спешащего чиновника, или мужика, идущего на работу. И хорошо, что нет дам, потому что «русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями…»

В полдень появляются гувернёры и гувернантки со своими воспитанниками. Позже - их родители, люди «хорошего общества». «Только войдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Днём Невский - выставка мод и «всех лучших произведений человечества». Самое таинственное время - вечер, когда фонари дают всему какой-то заманчивый свет. Появляются дамы определённых занятий, и мужчины, заглядывающие под шляпки.

Повесть написана в 1834 году, а многое ли изменилось? Разве что фонари теперь не масляные, а электрические. Впрочем, и они появились на Невском ещё в 1883 году.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах