5 августа – международный день светофора. Именно в этот день в 1914 году в американском городе Кливленде был установлен первый электрический светофор (что в переводе означает «свет несущий»). В России впервые автоматический мигающий регулировщик появился в Петербурге в 1930 году на пересечении Невского и Литейного проспектов.
Ленинградские семафоры
В те годы улицы именовались по-другому, и пионеру в истории российских светофоров было суждено появиться на перекрестке одних из главных магистралей города – 25 Октября и Володарского проспектов. Лишь год спустя светофорами стали оснащаться улицы Москвы. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
Для городов-миллионников, какими были столицы нашей родины, появление светофоров стало настоящим спасением. Без постоянного регулирования перейти через их улицы было чревато опасностями. Горожане нередко подолгу стояли на перекрестках перед нескончаемым потоком повозок, автомобилей и всадников. Появившаяся на дорогах Ленинграда новинка еще долго заставала и пешеходов, и водителей врасплох, а все участники движения дружно называли её семафором – по имени «старшего» железнодорожного брата. Слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.
История светофоров
История привычных нам светофоров началась с изобретений в Великобритании и США. Их появление было связано с железнодорожным транспортом, именно для железной дороги придумали прародителя светофоров – семафор. Первый в мире светофор, очень напоминающий его современного потомка, был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания британского парламента. Его изобретателем был специалист по железнодорожным семафорам англичанин Джон Пик Найт. Но тот регулировщик управлялся человеком (полицейским), поочередно поднимающего семафорные стрелки: горизонтально поднятые означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° - осторожное движение. И стоило полицейскому отлучиться на минуту, на дорогу вновь возвращался хаос.
5 августа 1914 года в американском Кливленде появился предшественник современных автоматических регулирующих устройств. Автором первого электрического светофора стал Джеймс Хог. Он же создал первую в мире компанию, специализировавшуюся на производстве светофоров. Его светофор имел только красный и зеленый сигналы, а при переключении издавал звук. Он был похож на железнодорожный семафор, отличаясь лишь тем, что каждый из двух цветов теперь загорался автоматически с определенным интервалом времени. Несмотря на автоматику, работу первых светофоров также сопровождали полицейские – они следили за регулировщиками в расположенной неподалеку будке. Когда светофор менял свой цвет полицейский предупреждал об этом участников движения при помощи свистка.
В 1920 году в Нью-Йорке и Детройте устанавливают первые трехцветные светофоры. Желтый цвет, как знак предупреждения об опасности догадался добавить к светофорам местный полицейский. Создателями трехцветных регулировщиков были Джон Харрис из Нью-Йорка и Уильям Поттс из Детройта.
В 1949 году в Женеве была принята Международная конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и символах, установившие одинаковые правила поведения на дорогах. В дни принятия конвенции ООН приняла решение официально учредить 5 августа как международный день светофора.
Советский союз присоединился к мировым правилам только спустя 10 лет – в 1959 году. С тех пор цвета светофоров в нашей стране стали располагаться, как и в большинстве странах мира: вверху - красный, посередине - жёлтый, внизу - зелёный. Сегодня в двух городах России – Новосибирске и Перми – установлены памятники автоматическим регулировщикам движения.