Санкт-Петербург, 10 марта - АиФ-Петербург. Они приносили нам победы на чемпионатах мира и СССР, но не завоевали олимпийского золота, поэтому прибавка к пенсии им не положена. Людям, прославлявшим нашу страну, жертвовавшим здоровьем ради медалей, приходится прозябать в нищете.
Жила в палатке
Ольга Николаевна Макарова всю жизнь посвятила спорту.
С детства часами тренировалась, обгоняла на беговой дорожке не только соперниц, но и мальчишек.
- Когда ещё жила в Сибири, вычитала в «Пионерской правде» статью о спортсменке Жарковой, и захотелось мне стать чемпионкой, как она. Приехала на первые в жизни краевые соревнования, а формы нет. Что делать? Побежала в ближайший магазин, купила мужские семейные трусы - и на старт! Заняла третье место.
Позже увлеклась греблей на байдарках - с лёгкой атлетикой пришлось завязать из-за травмы. Порвала связки на ноге.
- Когда врачи сказали, что бегать нельзя, жизнь закончилась! - вспоминает Ольга Николаевна. - Думала, умру от горя, хорошо, друзья про греблю подсказали. Я очень сильной была, 110 кг от груди жала, мужики завидовали!
В гребле моя сила пригодилась.
И начались сборы, соревнования. Тренеры заметили талантливую девочку и пригласили в Ленинград. Первое лето Макарова жила прямо в палатке на Крестовском острове, там же на Гребном канале тренировалась. Койку в общежитии предоставили лишь через некоторое время. За год спортсменка накатывала по Неве по нескольку тысяч километров!
В сборной СССР было тяжело, много талантливых спортсменов, жёсткая конкуренция. Работала на износ. Заняла второе место на чемпионате мира, в 70-е годы стала 8-кратной чемпионкой СССР.
Однако мечта Ольги Николаевны - стать олимпийской чемпионкой - так и не сбылась. Травмы, без которых профессиональный спорт практически невозможен, помешали поехать на Олимпиады 1976-го и 1980 годов.
- Завоюй я олимпийскую медаль, получала бы сегодня неплохую прибавку к пенсии, а так приходится выживать на 10 тысяч рублей, - признаётся Ольга Николаевна. - За победы в чемпионате СССР никакие надбавки не положены. Мы, а нас таких много, как будто «недочемпионы» - никому не нужны.
«На судьбу не жалуюсь»
Сегодня бывшей чемпионке живётся несладко. В начале 90-х в возрасте 37 лет у неё выявили рак молочной железы. Операция, долгое лечение, реабилитация. 10 лет промаялась по больницам. Дали инвалидность, а с ней был поставлен крест и на тренерской работе. Где ей только не пришлось трудиться, чтобы выжить: и почту разносила, и хлеб продавала…
- На судьбу не обижаюсь. Сама виновата, видимо, где-то недотренировалась, не смогла стать лучшей.
В 2008 году - снова рак груди, еле выкарабкалась. После лучевой терапии начались проблемы с сосудами. Вся крохотная пенсия уходит на лекарства. Денег на другие цели совсем не остаётся. За всю жизнь лишь однажды чиновники помогли прославленной спортсменке. Федерация гребли выделила 100 тысяч, которые все до копейки ушли на дорогостоящие лекарства.
Сейчас Ольга Николаевна возвращается к жизни после процедур химиотерапии, недавно ей исполнилось 60 лет. Детей у неё нет, в спорте высоких достижений не было места семье.
- Все мысли были только о том, как победить. А когда спорт закончился, навалилась болезнь, было уже поздно. Хорошо, что рядом со мной мои ученицы. Занимаюсь с их детьми, вожу в сад и школу. За это девочки мне немного приплачивают, на эти деньги покупаю лекарства.
Несмотря на все удары судьбы, Ольга Николаевна - очень жизнерадостный человек. Ходит в туристические походы, сплавляется на байдарке. Даже научилась играть на гитаре - поёт песни Визбора и Окуджавы.
- Я ни о чём не жалею. Жива - и слава Богу. Жизнь прожила интересную. А у чиновников только одного прошу: чтоб на лекарства немного денег давали. А то ведь они как говорят: мы бы помогли, да нет такого закона, по которому можно спортсменов-ветеранов поддержать.
Без них не было бы нас
Татьяна Казанкина, трёхкратная олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике:
- Государственные пенсии из городского бюджета получают олимпийские чемпионы и призёры Игр, чемпионы мира и Европы и заслуженные тренеры. К сожалению, государство не может обеспечить всех заслуженных спортсменов. Конечно, это несправедливо. Со мной тренировались очень сильные атлеты, но при этом не все добились выдающихся результатов. Однако если бы не они, вторые, не было бы и звёзд. Именно наступая на пятки, эти спортсмены заставляли нас прилагать больше усилий.
Сегодня многие из них получают нищенскую пенсию, хотя всю жизнь посвятили спорту. Но проблема гораздо глубже: шахтёры, учителя, врачи тоже всю жизнь отдали профессии и вынуждены теперь выживать на несколько тысяч рублей.
Общественные организации, такие как Союз спортсменов Санкт-Петербурга, борются за то, чтобы жизнь ветеранов спорта была более достойная, но не всегда получается оказать помощь всем нуждающимся. А таких - сотни. Например, олимпийскому чемпиону по прыжкам с трамплина Владимиру Белоусову требуется сложная операция на позвоночнике. Тех денег, которые он получает, не хватает.
Не забывайте, что в нашем городе также много спортсменов, выступающих в неолимпийских видах спорта. Заслуженные, достойнейшие люди! Но им вообще ничего не положено по нашим законам.
Мнение власти
Лариса Родионова, начальник отдела Спорткомитета Петербурга:
- В соответствии с законом, установлены ежемесячные выплаты спорт-сменам и тренерам - жителям Санкт-Петербурга и являющимся получателями пенсии: чемпионам Олимпийских игр, серебряным, бронзовым призёрам Олимпийских игр, чемпионам мира, чемпионам Европы и заслуженным тренерам РСФСР, СССР и России. Сегодня их получают 600 человек.
Однако есть ветераны спорта, в их числе инструкторы, тренеры и другие работники отрасли, которые получают пенсию на общих основаниях, не имеют никаких льгот и надбавок. Выживают, как могут. А у Комитета по физической культуре и спорту нет полномочий оказывать материальную помощь. Но не забывайте, что спортсмены сами выбрали свой путь. Отсутствие средств к существованию - это общая беда всех пенсионеров страны.
Кстати
Ежегодно из бюджета города на финансирование спорта выделяются миллиарды рублей. И в последние годы финансирование увеличилось. Так, в 2013 году бюджет Комитета по физической культуре и спорту вырос до 4,7 млрд рублей вместо 4,1 млрд в 2012 году.