Если однажды, прогуливаясь по берегу Финского залива, Невы или Ладожского озера, вы вдруг увидите нерпу, что вы будете делать? Умиляться и наблюдать? Снимете её на мобильный, чтобы затем выложить ролик в Интернет? А может, захотите погладить и угостить чем-нибудь?
- Последнего делать не стоит! - предупреждают Вячеслав Алексеев и Елена Андриевская, основатели Центра реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области. - Понаблюдать, тихонечко сфотографировать - пожалуйста. Но не нужно выдавать своего присутствия, а тем более подходить к зверю. Поверьте, он не будет рад этому. Вы его только напугаете!
Другое дело, если вам встретилась нерпа или тюлень, с которыми явно не всё в порядке. Они ранены или сильно истощены, а может, это детёныши, оставшиеся без мамы. Вот тогда стоит вмешаться.
- Если вы думаете, что животное нуждается в помощи, звоните нам по телефону 699-23-99, - говорит Вячеслав Алексеев. - Мы готовы в любое время выехать, если мы в городе. А если нет, то проконсультируем по телефону.
Благодаря таким звонкам от неравнодушных людей этой весной были спасены пять детёнышей ластоногих. Первого нерпёнка в конце марта обнаружили на льду Финского залива петербуржцы, катавшиеся на снегоходе. Они отогнали ворон, которые пытались клевать маленькую нерпу, и вызвали биологов.
В начале апреля обессилевшего тюленёнка, потерявшего маму, подобрал житель деревни Вистино Кингисеппского района. Ещё одного щенка тюленя спас экипаж буксира «Садко» в порту Усть-Луга. А буквально через месяц самца ладожской кольчатой нерпы нашли петербуржцы в самом центре города. Малыш лежал на замусоренном пляже в районе стоянки яхт у парка 300-летия Петербурга. Похожая история произошла в конце мая. Тогда жители Петербурга обнаружили ещё одного детёныша нерпы, на этот раз на песчаной отмели между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. И снова «найдёнышу» повезло: люди не прошли мимо, а сообщили специалистам Центра реабилитации, которые приехали и забрали беднягу.
Тюлений «выпускной»
Все ластоногие малыши, когда их нашли, были в тяжёлом состоянии. У первого нерпёнка, которого назвали Мекерикке III, кроме истощения, были раны, животное чихало и температурило. Тюленята Халли и Висти весили всего по десять килограммов вместо положенных в их возрасте сорока. Кроме того, у Халли оказался сильно вывихнутым передний левый ласт.
Нерпёнок Мекерикке IV находился в состоянии крайнего истощения, он весил всего 5,7 кг. Это нормальный вес для новорождённой нерпы, а ему-то было уже полтора месяца! У Мекерикке V, кроме истощения, была повышена температура и повреждена нижняя челюсть.
- Каждый из пятерых имел проблему, с которой мы сталкивались в первый раз, - рассказал Вячеслав Алексеев. - Если бы такие животные попали к нам 5-6 лет назад, когда мы только начали заниматься реабилитацией морских млекопитающих, то, может быть, не всех удалось бы спасти. Но наработанный опыт помог нам справиться с трудностями. Все животные выжили, поправились и уже вернулись в естественную среду обитания.
Первый «выпускной» состоялся 30 мая. Нерпёнка Мекерикке III отпустили на волю в Ладожском озере у островов Валаамского архипелага. А 13 июня на берегу Финского залива в Кургальском заказнике выпустили двух тюленят - Висти и Халли. Последний в этом году «выпускной» прошёл 17 июля, в этот день двух ладожских кольчатых нерп выпустили около острова Святой на Ладоге.
Дом для «найдёнышей»
В том, что судьба этих нерпят и тюленят сложилась счастливо, заслуга многих людей - и тех, кто их нашёл, и тех, кто выхаживал, и тех, кто позаботился об уютном доме, где это можно делать. До марта этого года у Центра реабилитации морских млекопитающих своего помещения не было. И Вячеславу с Еленой где только не приходилось выхаживать попавших в беду малышей. Однажды нерпа жила целый год у них дома, в ванной. В следующий раз им удалось договориться с администрацией горнолыжной базы и содержать животных на её территории. Из-за этих проблем работать с животными было очень сложно.
- Но мы списывали эти трудности на период становления, - говорит Вячеслав. - И верили, что когда-нибудь появится возможность делать это не в квартире, а в приспособленных помещениях. И вот весной этого года благодаря «Водоканалу» такие возможности появились.
Петербургский «Водоканал» предложил Центру реабилитации несколько адресов - в Репино, Зеленогорске и Песочном.
- Помещение на очистных сооружениях в поселке Репино было почти готово к приёму постояльцев, - рассказывают в «Водоканале». - Оно не эксплуатировалось, мы проверили все коммуникации - водопровод, канализацию, теплоснабжение. Привезли мебель, оборудовали кухню. Когда специалисты Центра увидели это помещение, то другие они даже не захотели смотреть. Здесь их всё устроило.
Теперь в Центре реабилитации есть и отдельные боксы для животных, и бассейн, и кухня, где им готовят специальную смесь, и даже комната для биологов.
- Это намного облегчило наше существование, - говорит Вячеслав. - Возможности, которые нам предоставил «Водоканал», позволяют создавать животным все необходимые условия. А нам - работать с полной отдачей.
Такая работа - спасать Балтику
То, что Центр реабилитации морских млекопитающих обрёл свой дом именно в 2013 году, - очень символично. Ведь он объявлен в России Годом охраны окружающей среды. Однако и Центр реабилитации, и «Водоканал Санкт-Петербурга» заботятся о природе нашего региона не только в такие особые годы. Для них это повседневная работа. И ею можно гордиться. Ведь «Водоканал» добился того, что сегодня очищается 97% городских канализационных стоков. А в октябре 2013 года этот показатель достигнет уже 98,4%. Лишь несколько мегаполисов во всём мире могут похвастаться таким же уровнем очистки! Но важно, разумеется, не то, что Петербург впереди планеты всей. А то, что благодаря такой тщательной очистке вода в Балтике становится чище и морским обитателям живется комфортнее.
Если работа «Водоканала» направлена на улучшение ситуации в целом, то Центр реабилитации сосредоточен на решении проблем конкретных животных, попавших в беду. За шесть лет работы биологи накопили большой опыт и, опираясь на него, разработали уникальную методику выхаживания тюленят и нерпят.
- Поначалу мы опирались на зарубежный опыт, - вспоминает Вячеслав. - Но применительно к нашим условиям требовалась коррекция, и пришлось создать некое руководство.
Об эффективности этой методики говорит тот факт, что с её помощью биологам удаётся выхаживать ладожских и балтийских кольчатых нерп. Это животное признано во всём мире одним из наиболее трудных для содержания в неволе.
- Кольчатые нерпы очень тяжело переносят стресс, - поясняет Вячеслав. - Часто не выдерживают общения с человеком и умирают. В Финляндии пытались с ними работать, но ничего не удавалось. А у нас получается с ними более-менее стабильно работать.
Это важно, поскольку именно этот вид находится на грани вымирания. Численность балтийской кольчатой нерпы в Финском заливе за последние 30 лет снизилась с 3,5-4 тысяч до 200 животных. Поэтому на счету каждый спасённый нерпёнок!
В тему
Кроме пятерых своих «выпускников» в Центре реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области есть ещё один эстонский. Щенок серого тюленя прибился к одному из хуторов. Живущие там женщины взялись выхаживать его. Обзвонили разные природоохранные организации Эстонии, Швеции, Финляндии, но нигде им помочь не смогли. Тогда они обратились в питерский Центр реабилитации. Наши биологи приехали и научили эстонок ухаживать за тюленёнком. Он окреп и 21 августа вернулся в родную стихию.
Кстати
Вам интересно, почему у нерпят такие необычные «королевские» имена? Это традиция: в Центре реабилитации морских млекопитающих называют питомцев по одному из островов в Ладоге, Мекерикке. А вот имена тюленятам - Висти и Халли - придумали нашедшие их люди.