Примерное время чтения: 9 минут
2916

Анимэ убивает? В Петербурге назначили виновных в детских суицидах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Петербург 14/04/2021
Если ребенок полностью погружен в среду анимэ с непростой тематикой, это единственное, что он видит, и ему не с кем обсудить увиденное, то в отдельных случаях это может стать спусковым крючком.
Если ребенок полностью погружен в среду анимэ с непростой тематикой, это единственное, что он видит, и ему не с кем обсудить увиденное, то в отдельных случаях это может стать спусковым крючком. / Алина Полунчукова / АиФ

В начале апреля в Петербурге зафиксированы две попытки самоубийства подростков – с жизнью хотели распрощаться девочки 12 и 13 лет. К счастью, обе попытки были неудачными, однако сейчас за их жизнь борются врачи. Девочки между собой незнакомы, но правоохранительные органы уверены, что связь все-таки есть – и та, и другая увлекались японскими анимэ.

Ранее петербургские суды начали массово блокировать анимэ, ссылаясь на то, что они «могут подталкивать к суициду и нанести вред психике подростков». В стоп-лист уже попали несколько десятков популярных среди школьников японских мультфильмов.

Действительно ли мультики могут обладать таким воздействием на детей? Что делать, если ребенок постоянно «зависает» в телефоне? И почему нельзя просто отобрать гаджеты, рассказала кандидат психологических наук, руководитель психологической службы РГПУ им. А. И. Герцена Александра Кошелева.

Добавьте ребенка в друзья

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: По данным Фонда развития интернета, сегодня 90% российских детей пользуются Всемирной паутиной. Все говорят о минусах, а есть ли плюсы?

Александр Кошелев: Все зависит от возраста и контента. Например, в 1,5 года плюсы если и есть, то исключительно для родителей. Ребенок в этот период должен осваивать мир, узнавать свои возможности без помощи гаджетов. А вот с 3 лет использование интернета вполне допустимо в дозированном количестве. Это даст малышу возможность посмотреть, как выглядит то или иное животное, послушать детские песни и прочее. Однако родителям важно понимать, что интернет-контент может быть вполне этичным, законным, но совершенно не подходящим по возрасту. Мультфильм, который будет адекватно воспринят подростком, на дошкольника может оказать шоковое воздействие. Для детей до 7 лет, в силу особенностей их возрастного развития, важны четкие акценты – хорошие герои и плохие. А вот муки морального выбора, перевоспитание героя, его трансформации – это уже сюжет для более старшего ребенка. Дошкольника может, например, травмировать история, где все персонажи отрицательные. Процесс этот должны регулировать родители, что они делают не всегда. И социализация ребенка зачастую приобретает «взрывной» характер, когда мир осваивается непоследовательно. Как должно быть? Сначала твоя колыбель, потом комната, дом, двор, улица, город, а когда «волшебные кнопки» тебя моментально переносят на несколько этапов вперед – это сложно для психики. Поэтому родители должны обучать детей пользоваться интернетом точно так же, как они учат их держать в руках нож и вилку. А государство – следить за исполнением законов, блокировкой незаконного контента. Просто запрещать те же соцсети в современном мире неэффективно, любой подросток знает, как этот запрет обойти.

– Как вы считаете, действительно ли анимэ могут обладать таким негативным воздействием на детей? И даже натолкнуть ребенка на мысли о суициде.

– Если ребенок полностью погружен в среду анимэ с непростой тематикой, это единственное, что он видит, и ему не с кем обсудить увиденное, то в отдельных случаях это может стать спусковым крючком. Но… в качестве единственного фактора мультфильмы рассматривать нельзя. Перечень причин, которые могут приводить к развитию суицидального поведения, очень большой. Начиная от конфликтов в школе и семье до психических заболеваний, которые у нас часто вовремя не распознают. «Ну какая у ребенка может быть депрессия, он просто лентяй», – ошибочно рассуждают некоторые взрослые. Чтобы понять, что с ребенком происходит неладное, надо с ним постоянно общаться. Причем не только на функциональном уровне – что поел и какую оценку получил. Нужно рассказывать о себе, слушать его, обсуждать вместе новости, события, делиться чувствами. Если вы заметили, что у ребенка изменилось настроение, ухудшился или резко увеличился аппетит, нарушился режим сна, он отказывается от привычного времяпровождения (не ходит гулять, забросил кружок) и все время грустит – ему нужна помощь и, возможно, не только родителей, но и психологов. «Тревожные звоночки» сложно пропустить, если у ребенка и родителей сложились доверительные отношения, они взаимодействуют не только в жизни, но и в соцсетях. Чем больше взрослых родственников среди интернет-друзей – тем лучше. Больше шансов, что кто-то увидит изменение контента, признаки кибербуллинга, который обычно сопровождается уничижительными картинками и угрожающими комментариями.

Вывести в реальность

– Как построить эти доверительные отношения?

– Начинать лучше с самого рождения. Любить и понимать, что ребенку нужно в его возрасте, – хороший лозунг для родителей. При этом учитывая интересы детей, не стоит строить жизнь семьи исключительно вокруг них. Ребенку нужен сильный взрослый, который его не только любит, но может защитить и научить чему-то. Но если этот взрослый постоянно говорит: «Ты самый главный», это ощущение защиты не создается. Поэтому если вы с самого раннего детства привыкли обсуждать все проблемы, разговаривать, делать что-то вместе – к подростковому периоду, когда ребенок должен отдалиться, эта привычка останется. Убежденность, что родители надежны и к ним можно обратиться за поддержкой, – уже сформировалась. Кроме того, есть такие вещи, как образцы поведения. Если родители, родственники, друзья, которые приходят в дом, разговаривают, поддерживают друг друга, умеют грамотно конфликтовать – дети заимствуют эти формы поведения. В трудных ситуациях они воспользуется этой стратегией.

Сегодня для родителей доступна масса литературы, которая может помочь выстроить отношения с детьми. В первую очередь это лекции и книги российских психологов Людмилы Петрановской, Юлии Гиппенрейтер, Владимира Леви, а также стихи детского писателя Виктора Скибина.

– Что делать, если ребенок целый день «сидит в телефоне»?

– Просто взять сгоряча отобрать телефон и выбросить его в окно – нельзя, ребенок может полететь вслед за ним. Сначала нужно подумать, а что мы можем предложить вместо? Стоит проанализировать свое поведение дома. Если мама и папа, приходя с работы, «зависают» в гаджетах, почему сын должен быть «белой вороной»? Если честно, я пока в своей практике не встречала интернет-зависимых подростков, у которых родители бы регламентировали свое собственное время в сети. В-третьих, стоит разобраться, что ребенок ищет в интернете, чего ему не хватает. Если это переписка с ровесниками – можно организовать личную встречу, интерес к конкретному контенту (спорт, музыка, мода) – тоже можно попробовать «вывести в реальность». Сходите на соревнование или концерт вместе, сшейте какую-то вещь с дочерью.

Новым стартом жизни без интернет-зависимости может стать семейный отпуск, где все ограничат использование гаджетов. Или, например, летняя поездка в лагерь с интересной программой, в которой не получится уткнуться в телефон на 24 часа. Трех недель может хватить, чтобы снять синдром отмены. Вернувшись, многие дети меняют свое отношение к гаджетам, если родители к этому подготовились.

На мой взгляд, всем взрослым стоит принять тот факт, что интернет – не демоническая сущность, а технология, которую можно использовать во благо и этому нужно учиться.

Мнение

Востоковед, преподаватель Института востоковедения РГПУ им. А. И. Герцена Екатерина Сорокина отмечает, что японские анимэ очень разные: «Есть полнометражные мультфильмы всемирно известного режиссера Хаяо Миядзаки, обладателя нескольких Оскаров, которого называют добрым сказочником. «Рыбка Поньо», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок» и другие его произведения хотя и имеют религиозный подтекст, но, на мой взгляд, совершенно безобидны. Их, к слову, показывают и на Первом канале. Синтоизм – национальная религия японцев – обожествляет природные явления, создания (горы, леса, моря). И через это анимэ Миядзаки учат детей бережному отношению к природе, вещам – ведь у них есть душа. Не стоит специально ломать карандаш, так как ему может быть больно. Японские дети понимают это с младенчества. Если говорить о некоторых многосерийных анимэ, в том числе «Тетрадь смерти» (один из запрещенных сериалов. – Ред.), то это несколько другой уровень. Если ребенок смотрит такое анимэ один и ему ничего не объясняют, возможно, какие-то моменты он может истолковать неправильно. Также нужно понимать, что современные японцы совершенно открыто говорят о смерти, так как ощущают движение времени и осознают скоротечность жизни. Интересно, что в русской народной культуре существовали точно такие же представления о течении жизни, о смерти, и о том, что у всего есть начало и конец.

А как у них?

Анимэ запрещают не только в России. Анимэ «Тетрадь смерти», например, запрещено в Китае, так как подростки были замечены в изготовлении таких тетрадей, куда записывали имена знакомых, врагов и учителей. Однако самый широкий общественный резонанс вызвала 38-я серия безобидных «Покемонов». После ее трансляции в 1997 году почти 700 японских детей были госпитализированы с эпилептическим припадком из-за ярких разноцветных вспышек. Больше ее не показывали ни в одной стране мира.

Справка

В 2018 году, после скандала с «синими китами» в интернете, ученые СПбГУ провели большое исследование и не выявили ни одного случая самоубийства под влиянием «кураторов» или администраторов «групп смерти» в соцсетях. Среди причин были буллинг, конфликты в семье или школе, прием психоактивных веществ, нарушение самооценки, потеря концепции будущего.

Кстати

По словам Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Анны Митяниной, во время пандемии возросло число детских суицидов в городе: «Если в 2019 году в результате самоубийств погибли три ребенка, то в 2020-м – 16 детей. Наиболее частой причиной суицидального поведения является острый конфликт с родителями, на втором – школьные проблемы, на третьем – разногласия со сверстниками. Психиатрические диагнозы находятся на последнем месте. Что касается анимэ, то запрет на распространение отдельных мультфильмов и программ – не единственное средство уменьшить количество детских суицидов. Это не первопричина. Дело в совокупности негативных факторов. Тем не менее я горячо приветствую, когда негативный контент исчезает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах