Что за картины у Русского музея требует вернуть дочь блокадника?
76-летняя Любовь Пакулина – дочь ленинградского художника Вячеслава Пакулина – через суд потребовала у «Русского музея» вернуть ей четыре картины отца. Её иск сейчас находится на рассмотрении Дзержинского районного суда Петербурга.
Наследница просит признать её право на картины «Блокадный Ленинград. Пейзаж с кораблём», «На Кировском заводе. Бригада стахановцев. 1936», «День отдыха на островах» и «Колхоз. Молотьба». Она также хочет истребовать их из владения ГРМ, где полотна находятся на временном хранении.
При этом семь лет назад решением Куйбышевского районного суда за Любовью Пакулиной уже было признано право на 10 картин её отца, также хранившихся в Русском музее. Они были оценены специалистами ГРМ в 5,6 миллиона рублей и были получены истицей.
Вячеслав Пакулин известен в том числе, своими блокадными работами. Его можно увидеть и в блокадной кинохронике, снятой Ефимом Учителем. Широко известным стал кадр, на котором Вячеслав Пакулин пишет с натуры на Невском проспекте.
Что известно о Вячеславе Пакулине?
Вячеслав Пакулин родился в 1901 году в Рыбинске, скончался в 1951–м в Ленинграде.
В 1916 году он поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, с 1918 года работал театральным художником и учился на курсах сценических постановок, организованных В. Э. Мейерхольдом. Ряд этих работ находится в собрании Театрального музея в Петербурге.
В середине 20-х он защитил дипломную работу «Смена» («Героический реализм»), отмеченную Н.Н. Пуниным, и попал под влияние художников В. Татлина и К. Малевича.
Во время блокады Вячеслав Пакулин жил и работал в Ленинграде. В конце июня 1941 года вместе с руководимой В.А. Серовым группой художников выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно.
В марте 1942 года на Первой выставке ленинградских художников продемонстрировл картины «Народное ополчение», «Взятие немецкого танка» и несколько пейзажей. Впоследствии В.А. Серов, выражая своё уважение перед мастерством Пакулина, называл его «Мафусаилом городского пейзажа».
Художник работал на улицах Ленинграда, продолжая писать, в том числе, во время обстрелов и бомбёжек. До войны художник не создавал городские пейзажи, но именно в блокаду ему открылась красота города. Всего он из-под его кисти вышли несколько десятков картин о блокадном городе.
В 1944 году художник принял участие в выставке пяти художников в Русском музее (В.М. Конашевич, В.В. Пакулин, А.Ф. Пахомов, К.И. Рудаков и А.А. Стрекавин), показав 28 своих блокадных пейзажей. В феврале 1945 года они экспонировались в Москве, ещё раз засвидетельствовав достижения художника, его причастность к лучшим традициям «ленинградской школы».
В послевоенные годы произведения Пакулина подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Художник пережил глубокое потрясение, став свидетелем уничтожения части своих работ – по приказу свыше в 1949 году это сделали работники Художественного фонда ЛССХ. Через два года, не отмеченный ни званиями, ни наградами, Вячеслав Владимирович скончался в Ленинграде.
Его произведения хранятся преимущественно в Государственном Русском музее, однако их можно найти и в других в музеях и частных собраниях России, Украины, Германии, США и некоторых других стран.
Выставка в Русском музее и найденные картины
Первая персональная выставка его работ в Русском музее состоялась в 2021–2022 годе – в том числе благодаря усилиям его дочери. На экспозиции тогда представили около 200 произведений.
«Летом 2022 года мы обнаружили, что в Русском музее находятся на временном хранении ещё четыре работы Вячеслава Пакулина, переданные туда в 1960–1970–х годах, но ГРМ отказался их возвращать. Поэтому мы были вынуждены обратиться в суд», – цитирует «Деловой Петербург» слова адвоката адвокатской консультации «Защита по уголовным делам» Алексея Соколова.
Четыре работы Вячеслава Пакулина, которые сейчас просит вернуть ей его дочь, специалисты Научно–исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова оценили в 3,79 миллиона рублей.