2019 год был богат на новости, связанные с регулированием пивоваренной отрасли: обсуждали запрет продаж в жилых домах, сокращение времени продажи. Что ждет отрасль дальше, какие законы будут регулировать рынок пива в 2020 году?
Наладили диалог
Производители находятся в конструктивном диалоге с властями и позитивно относятся к ряду актуальных инициатив. Например, к ограничению полномочий регионов по самостоятельному регулированию условий продажи алкоголя. В частности, соответствующую инициативу поддерживают представители компании «Балтика», выступающие за создание единого списка ограничений, который будет закреплен на федеральном уровне. Условия и правила продаж в разных частях страны должны быть едины, это сделает рынок более стабильным.
В следующем году отрасль ожидает принятие другого важного документа - Стратегии развития торговли до 2025 года, которую представил Минпромторг. Стратегия призвана стать шагом к созданию комфортной среды для потребителей, либерализации торговли в целом. Она поможет и производителям пива, устранив многие бюрократические барьеры, которые сейчас мешают бизнесу.
Новый подход к регулированию
Сейчас активно обсуждают идею «регуляторной гильотины». С ее помощью правительство хочет избавиться от ряда избыточных и неэффективных требований, мешающих бизнесу. Итогом этого процесса должна стать прозрачная система контроля, которая будет помогать развитию экономики.
«Гильотина» не только поможет актуализировать устаревшие требования к пивоваренной отрасли, но и позволит понять, насколько действующие меры адекватны рыночным условиям. Производители предлагают создать более тонкий подход к регулированию отрасли, который бы учитывал особенности различных типов алкоголя. Это актуально для всех участников рынка. Нельзя выдвигать одинаковые требования к производителям сидра и, например, водки. При таком подходе бизнес получит новые возможности для развития, а государство - более совершенные и эффективные инструменты для контроля за рынком. Подобная практика будет способствовать обелению рынка.
Помогут не запреты, а контроль
Любые меры по ужесточению регулирования без усилий по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, оказывают влияние только на законопослушных игроков. И влияние это, по большей части, негативное. Представители «Балтики» подчеркивают, что эксперименты с региональными ограничениями продаж алкоголя не только не решают заявленных законодателями проблем, а зачастую порождают противоположный эффект, выталкивают участников рынка в «тень», стимулируют рост нелегального рынка алкоголя.
Пивовары поддерживают желание властей навести порядок на рынке и защитить интересы граждан. Но практика показывает, что такие инициативы не помогают достичь главной цели - снизить вредное потребление алкоголя в стране. Наоборот, в регионах с самыми жесткими ограничениями регистрируется больше преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Отрасль предлагает не вводить новые ограничения, а усиливать контроль за исполнением действующих законов. Именно такой вектор будет способствовать большей собираемости акцизов, а цивилизованные участники рынка при этом получат возможность работать без серой конкуренции.
В целом пивоваренная отрасль позитивно смотрит в будущее и настроена продолжать диалог с регулятором. Регулирование отрасли должно создавать дополнительные ограничения для незаконной деятельности, но при этом не должно вызывать чрезмерные риски для добросовестных производителей. При таком подходе собираемость акцизов повысится, а «серая» конкуренция, мешающая цивилизованным игрокам, будет устранена.